История выделки сафьяна в Крыму

Крым всегда славился своими ремесленниками — ювелирами, гончарами, сапожниками. Мастера работали в разных городах полуострова, в том числе и в Бахчисарае. Здесь создавались уникальные произведения искусства из тончайшей и крепкой кожи, окрашенной в разные цвета. Мы узнали историю бахчисарайского сафьяна (козловая кожа высокого качества) и попробовали разыскать современных мастеров.

Ханский дворец в Бахчисарае
Музей-заповедник «Ханский дворец»
Автор фото: Анна Чудакова

– Выделка бахчисарайского сафьяна была одним из самых ранних ремесел в Крыму, — рассказывает заведующая отделом художественной реставрации бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника Гульнара Османова. — К сожалению, сегодня оно утрачено. Первые упоминания о сафьяне относятся к XIII веку, и принадлежат путешественнику Гильому де Рубрук, побывавшему в наших краях. На протяжении веков цеха по производству сафьяна располагались в долине реки Чурук-Су. Поэтому она и получила свое название. Чурук-Су в переводе на русский означает гнилая вода.

Сегодня реставраторы музея до сих пор по старинке чинят древние книги в кожаных переплетах, правда, используют в своих работах не сафьян, а кожу, привезенную из Стамбула.

– Сейчас мы работаем с рукописными книгами, — говорит Гульнара Османова. — Это в основном древние кораны и другая религиозная литература. Вот, например, караимский молитвенник в кожаном переплете, датированный 1529 годом. А вот книга XVIII века в кожаном переплете на специальной бумаге с филигранью.

Реставратор рассказала, что сафьян — это очень тонкая кожа с дублированием растительным и химическим методами.

– Обложка из него получается структурная и очень прочная. Сафьян также использовался для пошива обуви. В экспозиции музея сегодня представлены сапожки из сафьяна, вышитые золотой нитью. Подобных экспонатов, к сожалению, очень мало. Большинство изделий не сохранилось. Причины этому и войны, и экономические неурядицы. И хотя сейчас возрождаются некоторые ремесла, например, керамиста, ювелира, вышивальщика, выделки кож среди этих ремесел вы не встретите.

– Почти вся обувь из сафьяна привезена из Турции, — рассказывает экскурсовод музея. — У нас есть только одна пара туфель местного производства.

Обувь из сафьяна
Обувь из сафьяна
Автор фото: Анна Чудакова

Квартал кожевников


Известно, что в XIX веке в Бахчисарае самым популярным и прибыльным ремеслом была выделка сафьяна разного качества и расцветок. Причем, окраска в красный цвет являлась местным секретом. Занимались выделкой кожи в городе порядка 400 человек. Они использовали традиционные орудия, существовавшие столетия. Так, чтобы придать блеск окрашенному сафьяну, применялся валик грубого стекла. Им натиралась кожа. Для отделки одной небольшой шкуры требовалось не менее полутора часа усиленной работы.

О том, как раньше в Крыму красили кожу и меха, писал и немецкий купец Николай Эрнст Клееман, побывавший тут в 1768–70 годах. По его данным, для покраски использовали природные красители. Например, желтый и оранжевый красители изготавливались из луковой шелухи, шафрана, корней иудина дерева и корня барбариса. Черный и коричневый — из чернильного орешка и зеленой оболочки грецкого ореха. Красная, синяя и цветные краски завозились с Анатолийского и Кавказского побережья. Оттуда же привозили турецкую голубую и розовую глины, которые давали очень мягкие и нежные цвета.

Сегодня в городе не сохранилось ни производство, ни изделия из сафьяна. Местные жители считают, что искусство выделывать тончайшую кожу безвозвратно потеряно.

– Раньше тут было много кожевников. Они жили на Кожевнической улице, рядом с Севастопольской на выезде из города. Мастера селились там специально, потому что кожа при выделке сильно воняла. Был целый квартал. Сейчас никого и ничего не осталось. После депортации ремесленники покинули город, и сегодня вряд ли эту отрасль можно возродить, — подтвердил один из старейших жителей города Айдер Асанов.

По его словам, скотину почти не держат, шкуры животных сами не обрабатывают, а сдают государству. Причина этому — новые технологии по выделке кожи, которые сделали производство сафьяна невыгодным. Да и искусственная кожа и мех создают конкуренцию натуральной коже.

«Выделка кожи была не просто его профессией»


И все же нам удалось разыскать человека, который и сегодня занимается выделкой шкур, по старинным технологиям и экологически чистым способом.

Это Ильяс Мусаев, потомственный кожевник. Этим ремеслом занимались еще его прадеды, возившие по Великому шелковому пути в Старый Крым из Бухары и Самарканда уникальный каракуль. В Бахчисарае они его выделывали.

– Мой отец был мастером, — рассказывает ремесленник. — Именно он передал мне секреты мастерства. Свои работы он выставлял на выставке в Ташкенте, где был признан лучшим специалистом в этой области. Он окончил Московскую государственную академию ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина по пушному делу, а также учился в Бухаре. Выделка кожи была не просто его профессией, а его страстью. Это было дело всей жизни. Именно отец был первым, кто официально завез в Украину каракуль. Кстати, в Симферополе сегодня около 300 таких шкур.

По словам Мусаева, ягнята, выращенные в Крыму и в Бухаре, сильно отличаются. У них разные породы и разное качество меха. В Бухаре стоит постоянная жара, южные породы овец не адаптированы к более суровым крымским условиям. Поэтому все попытки вырастить этих ягнят в Крыму не увенчались успехом.

– Издревле каракуль завозился в Крым. Он отличается по цвету, а его качество зависит от возраста ягненка. Очень ценным считается самый молодой ягненок — нескольких дней от роду.

Предки Ильяса Мусаева были первыми, кто начал делать в Крыму традиционные каракулевые шапки, и он сейчас продолжает эту традицию.

– Папахи отличаются друг от друга. Традиционно папаха шьется в высоту до восьми см, при этом на Кавказе, ее делают высотой в двенадцать-тринадцать см, а в Бахчисарае шьют девять-десять.

Помимо производства традиционных шапок, мастер также занимается производством и пошивом обычных меховых изделий.

– Я занимаюсь выделкой шкур и меха, — говорит он. — Делаю это по древним технологиям, существовавшим 100 и более лет назад. Все мое производство экологически чистое, я не использую химикаты. Вместо них вымачиваю шкуры в кисломолочной среде. В разных регионах России для выделки кожи используют разные методы. Например, в Сибири шкуру вымачивают в настойке на коре дуба, чтобы она была мягче и эластичней. В Якутии — кидают в снег и обливают мочой. Самая хорошая выделка — весной и летом. Именно тогда я закупаю шкуры у охотников. Ведь у дикого зверя мех длиннее, чем у домашнего, поэтому он гораздо больше ценится.

Кожевенник рассказывает, что выделкой кожи в Крыму еще занимается друг его отца, живущий в Белогорском районе.

– Они когда-то вместе учились в Москве. Сейчас у него небольшой цех, где он занимается выделкой кожи. Но сафьян он вряд ли производит. Сегодня подобное производство не выгодно. Если бы была поддержка на государственном уровне… Пока сильно не разгуляешься. Мастера, шьющие кожаные вещи, закупают сырье в Турции. Хотя качество его гораздо хуже, чем, например, при выделке шкур диких животных. К тому же, при выделке в масштабных производствах используются химикаты.

Анна Чудакова, «Русская планета»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

История происхождения названия города Симферополь

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Деревья-старожилы Крыма