Первый трамвай в Крыму появился в Севастополе

120 лет назад, 16 августа 1896 года, Севастопольская городская управа подписала контракт с фирмой Рафаэля фон Гартмана по устройству в городе электрического трамвая и электрического освещения. А два года спустя в Севастополе появился первый трамвай, ставший и первым трамваем в Крыму.

Трамвай в Севастополе. 1941 год
Севастопольский трамвай. 1941 г.

По четыре на скамейке


Первый крымский трамвай пошёл по Севастополю 29 августа 1898 года. Это был пробный пуск по Екатерининской улице (ныне ул. Ленина) и Нахимовскому проспекту. Регулярное трамвайное движение стартовало 12 сентября 1898 года. Начали с четырёх открытых моторных вагонов, которые прибыли в Севастополь из Германии. Трамвай быстро завоевал всенародную любовь. «Севастопольцы гордятся этою новинкою и никак не могут накататься на ней»; «Население города не нахвалится удобствами и дешевизною путешествия в вагонах трамвая, что дает возможность, помимо деловых поездок, совершать приятные прогулки», — писали местные газеты. В первых трамваях передние и задние площадки были открытыми (от дождя и солнца пассажиров защищали шторки), с обеих сторон вагона крепились подножки для входа и выхода пассажиров. Поперёк вагона стояли скамейки — на каждой разрешалось сидеть не более чем четырём пассажирам. На задней площадке, по правилам, могли стоять только пять человек, на передней — не больше трёх, находиться на ступеньках запрещалось. Для безопасности движения вагоны оснащались тормозом, сигнальными звонками и фонарями. Максимальная скорость трамваев составляла всего 10-12 км/ч, а на подъёме и того меньше — 4-10 км/ч. На поворотах и перекрёстках вагоновожатые обязаны были скорость уменьшать.

Билеты на севастопольский трамвай
Билеты на севастопольский трамвай в зависимости от расстояния различались не только по цене, но и по цвету. 1941 г.

«… и несчастные случаи учащаются»


Новый вид транспорта повлёк за собой доселе небывалые дорожные аварии и происшествия. Извозчики и вагоновожатые конкурировали друг с другом, превышали скорость. Извозчики делали запрещённые обгоны с поворотом в сторону трамвая, а вожатые трамвая специально трезвонили, и испуганные лошади шарахались в сторону. В полицейских протоколах появились записи о неисправностях тормозов, сходе роликов с проводов, обрыве проводов и ожогах при этом прохожих. Например, такие: «Вчера утром на Нахимовском проспекте оборвалась проволока электрического трамвая; конец проволоки попал на рельсы и сильно обгорел. Движение вагонов по Нахимовскому проспекту было прервано почти на целый день»; «Вагоновожатый Фирский Георгий превысил скорость по улице Б. Морской, ехал неосмотрительно, разговаривал с кондуктором, в результате был сбит крестьянин Тимофей Емельянов, который в тяжёлом состоянии отправлен в больницу»; «Кондуктор Яковлев на Корниловской площади оставил вагон и пошёл в трактир. Вагон простоял 15 минут, пассажиров было 19 человек, начали требовать, чтобы вагон отправлялся. Вожатый старался вызвать Яковлева звонком, но безрезультатно».

Беззастенчиво нарушались и, так сказать, внутренние правила пользования трамваем. Севастопольская газета писала в 1913 году: «Кондуктора позволяют заполнение вагонов до невозможности так, что публика стоит в проходах и даже на подножках, допускают в вагоны пьяных, публика в вагонах курит, ест, вагоновожатые невнимательны, и несчастные случаи учащаются».

Трамвай в Севастополе
Севастопольский трамвай. 1898 г.

Запрет для дам


Через 6 лет, в 1904 году, в вагонном парке было уже 15 трамваев, в 1915 — 20, а к 1917 году в двух трамвайных парках Севастополя работали 24 моторных вагона и 12 прицепных. Общая протяжённость шести трамвайных линий составила 11,56 км. В 1909 году трамвай перевёз более 2 млн 700 тысяч человек, в 1912 году — более 4 млн, в 1914 — 6 млн. Стоимость проезда составляла 5 копеек. С 6 до 8 часов утра проезд по всем линиям без пересадки был и того дешевле — 4 копейки. Нижние воинские чины и учащиеся всех учебных заведений платили за проезд по всем линиям 3 копейки.

Поначалу трамвай останавливался в любом месте, где попросят пассажиры, но это очень замедляло и без того небыстрый темп движения, и вскоре были введены фиксированные остановки. А в 1908 году градоначальник обратился в управление трамвая с требованием об установке на 13 трамвайных остановках скамеек с навесами. Правда, требование это выполнять не спешили: к 1910 году навесами и скамейками обзавелись только три остановки. Также дума неоднократно принимала постановления о запрещении переполнения вагонов, о запрете курить, плевать, есть семечки в трамвае. Также севастопольская городская управа просила «не допускать расклейки афиш и объявлений в вагонах трамвая над сиденьями пассажиров во избежание порчи их одежды». А ещё трамваем запрещали пользоваться дамам, если на острых концах шпилек их шляп не надеты специальные наконечники — в трамвайной тесноте из-за укола такой шпильки можно было и глаза лишиться.

Трамвайное движение в Севастополе прекратилось во время Гражданской войны, а в годы Великой Отечественной трамвайный парк города был полностью уничтожен и затем уже не восстанавливался.

Севастопольский трамвай
Севастопольский трамвай. 1910 г.

Татьяна Шевченко, «Крымская газета»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

История происхождения названия города Симферополь

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)