Один из Дед Морозов родился в Симферополе

«Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты...» — эти обидные для Деда Мороза стишки (для тех, кто помнит финал) сами собой оживают при каждом приближении Нового года, волшебного и долгожданного.

Роман Филиппов - Дед Мороз

Новый год — любимый праздник. Дед Мороз — любимый персонаж. Почему бы в канун этого самого радостного волшебства не вспомнить некоторых артистов, создававших этот нетленный образ?

«Не могу, у меня елки!»


Нет, я не о той многочисленной гвардии представителей актерского цеха, которые регулярно перевоплощаются в Деда Мороза и его внучку Снегурочку и начинают окучивать школы, детские сады и взрослые корпоративы. Для них декабрь — страда, ударная вахта, которую нужно отстоять на ура, то главное, ради чего стоит жить. Какая уж тут работа, какие плановые спектакли! Анекдот об актере, отклонившем многомиллионное приглашение на съемку в Голливуде только потому, что у него дома — елки, настолько близок к реальности, что его и анекдотом не назовешь...

Но, как раньше писали в школьных сочинениях, «образ Деда Мороза» — это образ, от которого нам в эти дни и месяцы не спрятаться, не скрыться.

Кто только не примерял на себя костюм Деда Мороза на экране! И Евгений Леонов в «Зигзаге удачи», и Валерий Золотухин в «Чародеях», и Олег Янковский в «Приходи на меня посмотреть», и Александр Збруев в «Бедной Саше», и Михаил Ефремов, и...

Сказочный Морозко


Но есть главные Деды Морозы — и сегодня речь пойдет о них. Старшее поколение, уверен, до сих пор не забыло, что самой важной елкой страны под названием Советский Союз всегда была так называемая Кремлевская елка, праздник в Кремлевском дворце съездов. Попасть на нее ребенку хоть столичному, хоть провинциальному было таким же счастьем, как угодить в крымский «Артек». Только в «Артек», понятное дело, летом, а на Кремлевскую елку, конечно же, зимой.

Вот на этих-то праздниках и блистали главные волшебники. Конечно, имена этих «героев страны» держались в строгом секрете, но все тайное когда-то становится явным...

На протяжении многих лет функцию главного Деда Мороза Советского Союза выполнял актер Александр Хвыля. Вернее, настоящая фамилия Александра Леопольдовича была не Хвыля, а Дрессен и был он хоть и украинец, но, по сути, швед.

Александр Хвыля - Дед Мороз

Этот шведский украинец с большим успехом снимался в кино — во многих фильмах играл славного советского кавалериста, командарма Семена Михайловича Буденного, снимался в «Щорсе», сыграл главную роль в «Александре Пархоменко» (тот самый фильм, где знаменитая Фаина Раневская изображает колоритную тапершу с папироской в зубах).

И в послевоенное время Хвыля снимался немало — в «Королеве бензоколонки», например. Одна из самых знаменитых его ролей — в сказке Александра Роу «Морозко». Кого сыграл Хвыля? Конечно же, самого Морозко, читай — Деда Мороза, доброго, хитрого, справедливого, грозного и веселого. Помните его неподражаемое: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» Настенька — героиня Натальи Седых — отвечала на этот вопрос правильно и оказалась на коне, а вот Марфушенька-душенька в бесподобном исполнении молодой Инны Чуриковой с ответом промахнулась, за что и поплатилась жестоко: Морозко был строг, но справедлив.

В сказках А. Роу Хвыля снимался с большим удовольствием. Его можно увидеть в картинах «Огонь, вода и медные трубы» и «Варвара-краса, длинная коса». В общем, сказочный был актер!

«Приезжайте к нам на Колыму»


Александра Хвылю на посту главного кремлевского Деда Мороза сменил Роман Филиппов — большой (во всех отношениях) человек, актер крупногабаритный, фактурный.

Между прочим, Роман Филиппов родился в Симферополе, в семье провинциального актера. И неизвестно, стал бы Рома артистом, если бы не встретил на заре туманной юности известную актрису Московского Малого театра Веру Николаевну Пашенную, которая ездила по провинциальным городам в поисках талантливой молодежи для обучения в Щепкинском театральном училище.

Филиппов приглянулся Пашенной и оказался вначале студентом ее курса в школе-студии Малого театра (учился вместе с Ю. Соломиным, А. Эйбоженко, В. Борцовым), а затем был зачислен в штат Малого театра, где сыграл немало ролей в классических постановках и современных пьесах (одним из коронных его образов был провинциальный актер Геннадий Несчастливцев из «Леса» А. Островского).

Судьба Филиппова сложилась таким образом, что он уходил из Малого театра, ссорясь с руководством, трудился в Белоруссии, но потом вернулся в альма-матер и работал там до конца жизни.

Любители кино хорошо знают Романа Филиппова. Правда, иногда путают его с Сергеем Филипповым, но мы путать не будем. Сергей Филиппов — это пьяный в дупель лектор из «Карнавальной ночи», Киса Воробьянинов из гайдаевских «Двенадцати стульев», дрессировщик Казимир Алмазов из «Укротительницы тигров».

Роман Филиппов — это «Девчата» и «Тени исчезают в полдень», «Три толстяка», «Чародеи», «Юность Петра», «В начале славных дел». Так сложилась судьба добродушного Романа Филиппова, что ему часто приходилось изображать на экране отрицательных персонажей, он был неподражаемым исполнителем ролей громил, которые могут подойти к вам ночью в переулке и угрожающе попросить закурить. Как вы понимаете, встреча с такими персонажами ничего хорошего не сулила. Но можно сказать, что второстепенные роли были коньком Романа Сергеевича Филиппова.

Коронных киноролей у Романа Филиппова, пожалуй, две. Это звероподобный уголовник Никола Питерский из «Джентльменов удачи» («Караул! Хулиганы зрения лишают!») и громила в ресторане «Плакучая ива» из «Бриллиантовой руки», тот самый, который приглашал героев Андрея Миронова и Юрия Никулина на Колыму и приставал к ним с серьезным вопросом: «Почему Володька усы сбрил?»



Кстати, в этой же незабываемой «Плакучей иве» фигурирует и вышеупомянутый Александр Хвыля в роли метрдотеля Бориса Савельича. Помните солидного мужчину в очках, которому Геша Козодоев (Миронов) таинственно сообщает: «Борис Савельич, я заказал Сене дичь!» А тот затем глубокомысленно замечает: «Мне кажется, вам пора освежиться». Так что в «Бриллиантовой руке» два Деда Мороза встретились друг с другом и, вероятно, приятно провели время.

Много лет Роман Филиппов оставался главным кремлевским Дедом Морозом, очень дорожил этой работой, даже будучи не совсем здоровым, не хотел пропускать престижные елки. Умер Филиппов внезапно — у него оторвался тромб.

Из кондитерской в Кремль


Самый заметный кремлевский Дед Мороз последнего времени актер Дмитрий Назаров.

Дмитрий Назаров - Дед Мороз

Дмитрий Назаров — фигура тоже небезызвестная. В молодости работал не кем-нибудь, а кондитером, будто чувствовал, что станет Дедом Морозом и начнет ежегодно раздавать ребятишкам сладости. Служил в нескольких театрах, причем небезуспешно: как и Роман Филиппов, в Малом театре, в Центральном театре российской армии, в МХТ им. Чехова. Опять же, как и Роман Филиппов, играл Несчастливцева в «Лесе». А также Сатина в «На дне», Бенедикта в «Много шума из ничего». Часто снимался (и снимается) в сериалах — «Мелочи жизни», «Каменская-3», «Марш Турецкого», «Вызов» и других. Лауреат нескольких театральных премий, в том числе «Хрустальной Турандот».

Среди ролей кремлевского Деда Мороза Дмитрия Назарова — «хозяин Кремля» Борис Ельцин (в кино) и шекспировский Отелло (в театре). Да, такая уж у актеров судьба: сегодня ты душишь Дездемону, завтра обнимаешь Снегурочку...

Сергей Пальчиковский, «Первая крымская»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

История ветроэнергетики в Крыму

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»