Чем и кем мир обязан Крыму. Часть 8

Часть 7

Если бы не Крым, мир остался бы без радио, а Европа — без биостанции


Ночной Крым из космоса

Испытано в Севастополе


В эфире не счесть радиостанций, на основе радиотехнологий созданы мобильники, а радиосигналы во все времена помогали передавать важную информацию, спасать жизни. Между тем, всего этого могло и не быть, если бы в 1899 году в Севастополе русский физик Александр Попов не испытывал первые радиостанции.

Попов демонстрирует собственное радио

Александр, родившийся 16 марта 1859 года в семье Стефана Петровича и Анны Стефановны Поповых в Пермской губернии, должен был стать священником — все его родные служили в храмах. Да и сам окончил духовное училище и Пермскую семинарию с отличием, но его влекли точные науки. В 1877 году, испросив родительского согласия, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Окончил его с отличием и степенью кандидата наук, стал преподавателем Минного офицерского класса Балтийского флота в Кронштадте. В свободное время изучал природу электромагнитных волн. Итогом 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества в Петербургском университете стала демонстрация прибора для обнаружения и регистрирования электрических колебаний. «Могу выразить надежду, что мой прибор при дальнейшем усовершенствовании его сможет быть применён к передаче сигналов на расстоянии при помощи быстрых электрических колебаний, обладающих достаточной энергией», — заключил тогда Александр Степанович.

А через четыре года, 19 августа 1899-го, отправился в Севастополь проводить испытания радиостанций, созданных по его образцам и заказу во Франции на фирме инженера Эжена Дюкрете. Вместе с Александром Поповым в Севастополь приехали военные инженеры Пётр Рыбкин и Евгений Колбасьев, солдаты Кронштадской крепости Назаров и Ермоленко.

— Впервые об Александре Попове услышал от отца в 1940 году, — рассказывает Алексей Рослов. — Он принёс домой огромную чёрную тарелку, что-то подкрутил, наладил, и из тарелки полилась музыка. Мне, тогда трёхлетнему, это было так интересно. Отец, школьный учитель, рассказал всё, что сам знал и о радио, и о его изобретателе. С тех пор у меня появилась мечта — стать радистом. И она осуществилась. Окончил в Ленинграде Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище имени Александра Попова. Много лет прослужил на Балтике, потом перебрался в Крым — было интересно посмотреть, где Александр Степанович испытывал свой прибор.

25 августа 1899 года в Севастополе впервые в мировой истории установлена радиосвязь между боевыми кораблями. Приёмо-передающие устройства разместили на эскадренных броненосцах «Георгий Победоносец» и «Три святителя», а передатчик — на минном крейсере «Капитан Сакен». Они участвовали в трёхдневных маневрах и на расстоянии почти 23 километра были на связи друг с другом. Позже радиоустройства установили и на броненосцах «Ростислав», «Двенадцать апостолов», «Екатерина II», «Синоп» и «Чесма», ещё две радиостанции оборудованы на берегу. Дальность приёма радиосигналов увеличена до более чем 100 километров, а Александр Попов подтвердил свои догадки о загоризонтном распространении радиоволн. Спустя 10 лет расстояние приёма было уже более полутора тысяч километров: между яхтой «Штандарт» в Александрии и линкором «Пантелеймон» в Севастополе.

Благодаря Александру Попову в городе-герое, в Килен-бухте, появилась и школа радистов. Её первых инструкторов, а также воспитанников Севастопольской минной школы беспроволочному телеграфированию обучал сам изобретатель.

Памятный знак Александру Попову в Севастополе
В 1904 году на Мичманском (ныне Матросском) бульваре появилась первая в России мощная береговая радиостанция. Её антенна была установлена на сигнальной мачте, поэтому и радиостанцию называли «Сигнальной». В 1910-м в Килен-бухте установили более мощную — «Севастополь». И вот новые рекорды приёма дальности радиосигналов — связь с Францией и Египтом. В память об Александре Попове, его изобретении и севастопольских испытаниях 7 мая (в День радио) 1999 года на Матросском бульваре появился памятный знак с портретом изобретателя, посвятительными надписями, увенчанный эмблемой радиолокатора — «радаром» и шаром со стрелами.

Благодаря Маклаю


Два месяца назад в Каче открылся музей, посвящённый учёному и путешественнику Николаю Миклухо-Маклаю. Создатели Александр и Надежда Миклухо-Маклаи называют себя духовными потомками исследователя. Три года назад его музей они уже создали в селе Черниговской области. Как рассказывают в музее, предком учёного был казак Грицько Макуха, которому в 1648 году в битве под Жёлтыми Водами удалось пленить наёмника — шотландского рыцаря Микаэля Мак-Лея. Он стал батраком у казака, влюбился в его сестру Ганну и даже принял ради неё православие. Их сын Степан стал прадедом учёного. Кстати, во время русско-турецкой войны заслужил дворянский титул, и фамилия Макуха (что означает «выжимки подсолнуха») превратилась в Миклухо, а казацкая кличка Махлай — в Маклай. Отец будущего учёного Николай Ильич был начальником первого Московского железнодорожного вокзала, а мама Екатерина Семёновна, оставшись вдовой в 32 года, одна вырастила пятерых детей, дав всем хорошее образование. Кстати, через много лет её судьбу повторила жена Николая Николаевича — австралийка Маргарет, одна вырастившая сыновей учёного — Александра и Владимира. Считается, что именно в Крыму у отдыхавшего здесь императора Александра III Николай Миклухо-Маклай просил разрешения жениться на протестантке Маргарет-Эмме Робертсон.

Памятник Миклухо-Маклаю в Севастополе
Николай Миклухо-Маклай много путешествовал, исследовал коралловые рифы в Красном море, племена Австралии и Новой Гвинеи, написал более 160 научных работ и был защитником коренных народов Юго-Восточной Азии и Океании, утверждая, что они такие же люди, как и европейцы, просто живущие в иных условиях. Папуасы в Новой Гвинее относились к нему, как к «человеку с Луны», верили в него, принимали помощь и знали: «Слово Маклая одно». А перед экспедицией в Новую Гвинею Николай Миклухо-Маклай предложил создать в Севастополе биостанцию.

Он мечтал, чтобы весь земной шар был покрыт сетью биологических (зоологических, как их тогда называли) станций, призванных служить временным пристанищем для учёных. В 1869 году в Москве на II съезде русских естествоиспытателей и врачей предложил создать подобную в Севастополе для исследования Чёрного моря. Спустя два года Новороссийское общество естествоиспытателей в Одессе при поддержке высшего командования Черноморского флота и Русского географического общества её открыло — первую в России и Европе. С 1892 года биостанция по инициативе директора, академика, биолога-эволюциониста Александра Ковалевского вошла в ведение Императорской академии наук и вскоре получила собственное здание (ныне проспект Нахимова, 2). При биостанции появился и знаменитый ныне аквариум. А ещё именно у биостанции было первое на Чёрном море специальное экспедиционное судно — парусно-моторный бот «Александр Ковалевский». Кстати, имя учёного носит и Институт биологии южных морей, в 1960 году реорганизованный из биостанции. В память же о Николае Миклухо-Маклае в Севастополе в 1971 году появился памятник учёному — первый в мире.

Часть 9

Наталья Пупкова, «Крымская Правда»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Загадки имен симферопольских микрорайонов

Чем и как рисовал первобытный человек

Ак-Мечеть — старинный район Симферополя