Чем и кем мир обязан Крыму. Часть 7

Часть 6

Если бы не Крым, пустыни были бы не исследованы, а в кино не появилась бы «Анютина дорога»


Крым из космоса

Ученые из Симферополя


На географическом факультете ТНУ о Борисе Федоровиче отзываются как об «основоположнике учения о пустынях», он — создатель геоморфологической карты СССР, а за занимательную книгу «Лик пустыни» стал лауреатом Сталинской премии. И хотя родился будущий учёный 30 июля 1902 года в Варшаве, его малой родиной стал Крым.

Учился в Симферопольской мужской гимназии (ныне гимназия № 1). В её музее, созданном Людмилой Барабашкиной, есть воспоминания учёного. Как рассказывала нам Людмила Яковлевна, она специально ездила в Москву, а Борис Александрович, узнав о музее, не только подарил книгу «Лик пустыни», но и рассказал о знаменитых одноклассниках.

«Обучаясь в гимназии, — вспоминал Борис Федорович, — был председателем Центрального исполкома учащихся Симферополя, представителем класса в педсовете школы. Летом 1919 года вместе с одноклассниками, в том числе Игорем Курчатовым, работал в топографическом отряде его отца-землемера. В гражданскую войну из-за объявленной деникинцами мобилизации 17-летних — родившихся до 1 июля 1902-го — из 42-х учеников 8-й класс окончили шестеро». Борис поступил на естественное отделение физико-математического факультета Таврического университета. «Одновременно работал сторожем, а потом препаратором геологического кабинета». После окончания вуза — ассистентом университета, заведующим гидрологическим управлением водного хозяйства Крыма. Руководил географическим кружком Дома юных граждан (Дом пионеров). «Участвовал в изысканиях и разведке Базарджалгинского (Альминского), Чернореченского и Карасубазарского (Белогорского) водохранилищ, Аянского источника (Симферопольский водовод). Давал до 350 заключений в год по бурению артезианских скважин и устройств водопроводов».

В декабре 1927 года Борис Федорович переведён в Академию наук СССР (вначале она находилась в Ленинграде, затем — в Москве) — в Комиссию естественных производительных сил (Институт географии АН), где и проработал всю жизнь. Впрочем, до перевода успел жениться на студентке Крымского пединститута имени Михаила Фрунзе (так в 1925 году переименовали Таврический университет).

Борис Федорович с родными
Борис Федорович (справа в нижнем ряду) с родными

Александра (на фото слева, в верхнем ряду) родилась в 1910 году в Симферополе. Старшая дочь Татьяны и Семёна Кесь (в нижнем ряду слева направо). Кстати, отец будущей учёной во время Первой мировой удостоен Георгиевского креста, а младшая сестра Вера (в верхнем ряду справа) стала научным сотрудником Главного ботанического сада Академии наук страны. Борис Александрович и Александра Семёновна были вместе почти 55 лет — супруга пережила любимого на 12 лет. Их дочь Ирина (в верхнем ряду, в центре) стала кандидатом биологических наук. Восемнадцатилетняя Шурочка Кесь, окончив 2-й курс, перевелась на геофак Ленинградского госуниверситета благодаря поддержке создателя Таврического университета Владимира Вернадского. Завлабораторией картографии Института географии Николай Комедчиков рассказывал нам, что в Санкт-Петербургском филиале архива академии есть «ходатайство руководителя Комиссии естественных производительных сил Владимира Вернадского о переводе студентки А. С. Кесь-Федорович в Ленинград к мужу Б. А. Федоровичу».

Они стали докторами географических наук, авторами около 500 научных и популярных работ, в многомесячных экспедициях исследовали Тянь-Шань, Поволжье, возможности переброски вод Амударьи в Каспийское море, минуя Арал; районы строительства Туркестано-Сибирской железной дороги, целинные земли и многое другое. Александра Семёновна изучала и геологию, историю появления, причины исчезновения реки Узбой в Кара-Кумах. А Борис Александрович — «сухие области, в которых идёт вековечная борьба за каплю воды, а она, благодаря обилию солнечного света и тепла, даёт богатую жизнь». Пустыни Казахской, Узбекской, Туркменской, Таджикской ССР, Китая и Монголии — Кызыл-Кумы, Кара-Кумы, Мангышлак, Устюрт, Муюн-Кумы, Бетпак-Дала, Сары-Ишик-Отрау, Такла-Макан, Гоби, Ала-Шань. Их особенности, возможности освоения, использования — работы учёного актуальны до сих пор. А ещё Борис Федорович точно знал, как сварить куриное яйцо без огня. «В пустынях Средней Азии в летний день его надо положить на песок, слегка вдавить и присыпать тонким слоем песка. Когда температура воздуха в тени 40-49 градусов, песок на солнце накаляется до 70, а иногда и до 100 градусов. Белковым же веществам для свёртываемости достаточно и 50 градусов». И часто вспоминал о миражах, встречах с пустынными обитателями: хищным жуком скаритом, обладателем громадных светящихся глаз сцинковым гекконом, варанами, ящерицами: «тонущей» в песке ушастой круглоголовкой и агамой — «пустынным хамелеоном»; ядовитой змеёй эфой и среднеазиатскими скорпионами, которые в «прекрасные каракумские ночи» облюбовывали бурку, которой он укрывался, устраиваясь спать на песке.

Есть вклад симферопольских учёных и в Великую Победу: Александра Кесь во время войны составляла военно-географические карты, а Борис Федорович, кавалер орденов Ленина и Красной Звезды, стал первым применять для их составления аэрофотоснимки. Они жили в Москве, работали по всему миру, но никогда не забывали полуостров — в каждый отпуск стремились на малую родину, в Крым.

Света — актриса


Сорок пять лет назад вышел фильм «Анютина дорога», снятый на киностудии «Беларусьфильм» режиссёром Львом Голубом по сценарию Константина Губаревича. О пятилетней дочке погибшего командира продовольственного отряда Анюте, попавшей в гущу событий Великой Октябрьской революции, борьбы с кулаками, прячущими зерно. Сейчас фильм есть лишь в интернете, а в семидесятые годы не было ребёнка, не переживавшего за судьбу боевой девчонки. Сыграла её Света Коростелина, воспитанница Симферопольского детсада № 84.

Света Коростелина

Премьера картины 13 мая 1968-го открыла Неделю детских фильмов в симферопольском кинотеатре «Алые паруса» (на его месте — сквер Республики). Зрителей ждал сюрприз — встреча с исполнительницей главной роли Светой и её мамой Алевтиной Устиновной, медсестрой железнодорожной больницы.

— «Анютину дорогу» помню до сих пор, — рассказывает Елена Сомова, одна из тех зрителей. — Я была на пару лет старше героини и очень переживала, когда её и маму, ехавших из голодающей Москвы к родне в Белоруссию, разлучили на станции. Помню, замирала от ужаса, когда девочка в поисках мамы прыгала с поезда, когда её ранили бандиты за то, что помогла продотряду отобрать хлеб у кулака и предупредила красных о засаде. Радовалась, когда она с друзьями из коммуны сеяла зерно, что окропила кровью. А конец фильма какой трогательный! Детки из коммуны маршируют по деревне, поют «Наш паровоз вперёд лети», а мама (её сыграла Наталья Чемодурова. — Ред.), найдя наконец Анюту, не в силах сдвинуться с места: стоит и плачет. И девочка бежит к ней. Я потом дочь назвала в честь Анюты.

А ещё женщина вспоминает рассказ маленькой актрисы о том, как «училась скакать на коне Орлике, что стреляли холостыми патронами, а плакала по-настоящему, чтобы получился нужный кадр». И как зрители громким «спасибо!» благодарили юную актрису. Увы, дальнейшая судьба симферопольчанки Светланы Коростелиной нам не известна. Надеемся, она или её близкие откликнутся и расскажут, как девочка попала в кино, как сложилась жизнь дальше.

Часть 8

Наталья Пупкова, «Крымская Правда»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

История ветроэнергетики в Крыму

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Хозяин самой крупной в Крыму пасеки Вячеслав Савин собирается обогревать дом пчелами

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»