Михаил Пуговкин в Крыму

В Крыму актер Михаил Пуговкин был своим. И не только потому, что в девяностые переселился жить в Ялту, когда нашел здесь любимую женщину. С полуостровом его связывали самые яркие впечатления: первая встреча с морем, первые съемки в кино у великих режиссеров и с великими артистами. Здесь у него была своя планета. Именно здесь его назвали королем кинокомедий и вручили корону.

Михаил Пуговкин - король

В юности Михаил Пуговкин был уверен, что может всё. Вот как он рассказывал о пробах в первом в его творческой биографии фильма Григория Рошаля «Дело Артамоновых» (Пуговкину было тогда 17 лет). Его спросили: «Петь можете?» — «Могу» — «Плясать можете?» — «Могу» — «Играть можете?» — «Могу».

Михаил Пуговкин

— Рошаля привлекла моя необычная внешность, о которой моя мама говорила: «Не бывает актеров с такой внешностью». В фильме мне предстояло сыграть молодого купчика Степашку. Вся роль состояла из пляски в сцене свадьбы. Так что плохо её сыграть я просто не имел возможности.

Михаил Пуговкин

Во время съемок этого фильма началась война с Германией, и Михаил Пуговкин тут же ушел добровольцем на фронт. Но воевать пришлось год с небольшим: тяжелое ранение в ногу, госпитали, непригодность к строевой службе.

Читайте также: Знаменитые актеры Эльза Леждей и Роман Филиппов родились в Крыму

Во время войны в Москве работал единственный театр, которым руководил ученик Станиславского Николай Михайлович Горчаков. Репетировали пьесу Гусева «Москвичка». В спектакле были заняты Ростислав Плятт, Вера Орлова. Пуговкину было тогда 19 лет, и он впервые получил главную роль в профессиональном театре — роль Петра Огонькова. Он любил вспоминать, что был одним из первых выпускников школы-студии МХАТа, открывшейся в 1943 году, и особенно эпизод со вступительным экзаменом.

В составе приемной комиссии было 22 народным артиста, в том числе Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Тарасова, Грибов...

— Можете себе представить, что со мной было! — рассказывал Михаил Иванович. — «Что будете показывать?» — спрашивают в приемной комиссии. Я читал три вещи. После чтения басни «Кот и повар» комиссия заметно развеселилась. Потом Москвин попросил почитать лирику. И я начал читать Пушкина «Мой голос для тебя и ласковый, и томный». И снова смех, перешедший в хохот. Я так волновался, что сразу не понял, в чем дело. Но почувствовал, что принят.

Михаил Пуговкин

Это он вспоминал через много лет, когда стал часто бывать в Ялте, а потом и вовсе переселился сюда жить. Свое решение он объяснял романтично:
В Крым, в Ялту, в море я влюблен с 1952 года, когда впервые увидел эти места на съемках «Адмирала Ушакова», а затем «Ильи Муромца». В моем воображении, в прошлом паренька из далеких Рамешек в Чухломе, Крым представлялся сказочной страной.
Съемки фильма «Илья Муромец» я хорошо помню. Его снимал в Ялте жарким летом 1955 года знаменитый режиссер-сказочник Птушко. Киевский град, выстроенный на Чайной горке (ялтинский район), стал достопримечательностью и местом паломничества горожан и курортников. А мы, местные школьники, с удовольствием принимали участие в массовке. Многие брали автографы у Абрикосова и Андреева, игравших главные роли. Но Борис Андреев часто говорил басом: «Вы пойдите к актеру, который играет Разумея. Не смотрите, что он молод. Поверьте, пройдет два-три года, и он развернется во всю ширь». А мы, школьники, тогда поражались терпению и выдержке молодого актера. Снимали эпизод, в котором Разумей (его как раз играл Пуговкин) съезжал по перилам дворца и падал в бочку с водой — прямо цирковой и рискованный номер. Пуговкин повторил его несколько раз, а мы переживали: вдруг он пролетит мимо бочки. В фильме этот эпизод вызывает смех, и зритель не догадывается, чего это стоило актеру.

На фильмах-сказках с участием Михаила Пуговкина выросло не одно поколение детей. В картине «Золотые рога» он сыграл Атамана, в фильме «Варвара-краса, длинная коса» — царя Еремея, воеводу в «Финисте — Ясном соколе» и так далее. Он запомнился зрителям по фильмам «Свадьба в Малиновке», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Спортлото»... Всего около ста ролей в кино.

Михаил Пуговкин

Но у каждого актера есть роль-мечта. Кого мечтал сыграть Михаил Иванович?

— Для меня это был отец Федор — один из персонажей романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Я всю жизнь стремился к этой роли. Как говорится «не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены...» Я не считаю себя комиком, хотя самым важным качеством для актера считаю чувство юмора. Я артист характерный. Хохот в зале — не самоцель. Трагикомедия — очень трудный жанр. Вот почему роль отца Федора я считаю лучшей своей работой. Мне частично удалось соединить трагическое и смешное в этой роли.

Михаил Пуговкин

Когда именем Пуговкина назвали новую планету, я спросила, как он теперь себя чувствует:

— Вам сверху видно все?

— Да, теперь я там (указывает пальцем вверх), горжусь этим и прекрасно себя чувствую. Все-таки не каждому выпадает такое звездное счастье: увековечиться при жизни на небесах. Я думаю, эта награда стоит многих званий и премий. Тем более, что инициаторами стали дети Симферопольского района — юношеская научная ассоциация «Кентавр». А открыл эту «планетку» Николай Черных из Крымской астрофизической обсерватории.

Михаил Иванович Пуговкин умер пять лет назад, а звездный свет «Михаила Пуговкина» по-прежнему отражается в созвездии Тельца между малыми планетами «Чехов» и «Есенин».

Михаил Пуговкин

Все было впервые

... У меня в Крыму все было впервые: первый раз увидел море, впервые снимался у великих режиссеров и с великими актерами, впервые от Крымской обсерватории „получил планету“ (1997 г.), впервые получил звание „Почетный гражданин Ялты“ (1996 г.), „Почетный гражданин Крыма“ (1998 г.), почетное звание „Король кинокомедий“ (1996 г.). Впервые как солдат был награжден медалями „50 лет Победы в Великой Отечественной войне“ и „50 лет освобождения Украины от немецких захватчиков“ (1995 г.). Впервые очень красиво и торжественно отмечали мое 75-летие в 1998 г. в концерном зале „Юбилейный“...

Я очень благодарен своей судьбе и своим друзьям, что на 84-м году своей жизни я еще раз побывал в родном Крыму, подышал его волшебным воздухом, погулял по райскому месту, которое называется Ялта...
Михаил Пуговкин («Полвека с Крымом»)

Михаил Пуговкин

Был бы талант...


Михаил Иванович Пуговкин родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки Чухломского района Костромской области. Семья жила бедно, и он закончил только три класса сельской школы.

В 1936 году семья переехала в Москву, и Пуговкин устроился на тормозной завод. После работы ходил в драмкружок. В 16 лет его заметил режиссер Ф. Н. Каверин и пригласил в профессиональный Московский драматический театр на Сретенке.

В 1940 году — дебют в фильме «Дело Артамоновых».

После окончания школыстудии МХАТ в 1947 г. работал в театре Северного флота, в Вильнюсском театре русской драмы, Московском театре Ленинского комсомола.

С 1960 года посвящает себя кино.

С 1991 по 1999 год жил в Ялте, затем вернулся в Москву.

Умер 25 июля 2008 года.

Татьяна Барская, «Крымская газета»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Загадки имен симферопольских микрорайонов

Ак-Мечеть — старинный район Симферополя

Чем и как рисовал первобытный человек