В поисках чатырдагских озер

Плато Чатырдага бедновато на источники воды. Всего лишь несколько родников известны здесь. Один — в пещере Суук-Коба (Холодная), да Куртбаировский у приюта. Есть еще несколько на подъеме на гору — у Кутузовского озера, на Буковой поляне да возле подъема «Ишачья тропа». Водой наполняются Краснолесское озеро, Кутузовское, но есть еще несколько мелких возле горы. К ним мы и направились. Этот маршрут представляет собой тур — он начинается возле конечной остановки краснолесского автобуса, сюда же мы и пришли в конце пути.

Кутузовское озеро
Автор фото — Елена Прекрасная

Если на самом плато с водой плоховато, то в северной части — изобилие родников. Вероятно поэтому здесь появился огромный садовый поселок, настолько большой, что здесь была даже построена церковь, возвышающаяся на холме над краснолесским озером.

Мы отправились в путь по лесу, когда справа от нас оставались дачи, а слева — лес и многочисленные родники. Из космоса видно, что где-то здесь находится достаточно большое (метров сорок в диаметре) озеро. Мы миновали улицу Цветочную (как известно, в Цветочном городке жил Незнайка) и шли все дальше на восток.

Улица Цветочная

Пересекли дорогу, ведущую наверх, к пещерам, и вскоре обнаружили небольшое красивое озеро, наполнявшееся из очередного родника и все сплошь покрытое ряской.

Озеро

Но по размеру оно явно уступало виденному на Гугле. Еще немного по лесу, и мы подошли к самому большому роднику в этом районе, имеющему даже собственное имя — Мурза-Чокрак. Он состоит из двух труб, причем из верхней сейчас ничего не текло, но возможно выливается, когда наступает сезон таяния в горах.

Родник Мурза-Чокрак

Еще немного по лесу — и тут нам путь преградил огромный забор, протянувшийся на несколько сотен метров, от дач и до леса. Пришлось обходить его немного ниже, огороженная часть протянулась достаточно далеко и здесь. Вскоре мы обнаружили автобусную остановку (что, интересно, за автобусы сюда ходят?) и надпись у данного огороженного участка «Чунгуров сад».

Чунгуров сад

Журналисты впоследствии рассказали, что это место связывали с Сергеем Куницыным. Места тут прекрасные, возле участков мы не встретили ни одного человека, а на улицах здесь растут деревья с огромной красной черешней. Вкусив «даров природы», мы вошли в лес и стали подниматься ближе к Чатырдагу.

Читайте также: На плато Чатырдага сделаны уникальные находки (фото)

Нужное нам озеро мы так и не нашли, и лишь потом, просмотрев свой маршрут «свысока», поняли, что этот водоем как раз и расположен на территории этого «Чунгурова сада», в огороженной местности, ближе к лесу.

В лесу нас встретили грибы, а на полянах можно было вволю поесть лесной земляники. Многие проходят, даже не заметив эти мелкие красные сладкие ягоды. Их можно есть часами и не насытиться — они очень мелкие и представляют собой лучший крымский деликатес.

Земляника

Мы заметили спускающихся из ущелья грибников, которые спешили с полными корзинками домой, и красная ягода их не очень привлекала.

Это ущелье, проходящее между двух чатырдагских вершин — Токмак-Кая и Бельбек-Отар не очень избаловано туристами. Основная их часть едет и идет по заповедной дороге к пещерам. А тут видны дороги, которые когда-то, вероятно, были автомобильными, а сейчас представляют из себя дикие нагромождения камней. На поляне двое людей мотокосами косили траву, вероятно, делая запасы для скота, украдкой оглядываясь. Ясно, что они уже знают о новом законе, по которому им придется платить за такие «заготовки».

Отсюда начинается достаточно крутой подъем, дикий, весь заросший кустами и деревьями. На одной из полян мы наткнулись на загадочные грибы, которых раньше не встречали. Они были чисто белого цвета, росли из небольшого пня, а по структуре напоминали свежий холодец — тряслись при любом их касании.

Загадочные грибы

Мы интересовались у специалистов в Симферополе, но, увы, никто не мог нам толком объяснить, что же это мы обнаружили. Но все они были едины в мнении: «скорее всего несъедобные» и советовали обратиться в Никитский ботанический сад, где есть специалисты-микологи, так как даже в ТНУ толком не знают, кому их изучать — не то ботаникам, не то зоологам.

Все ущелье завалено сухостоем, и хорошо, что здесь мало кто ходит: если в жару все это вспыхнет, то сгорит, как спичка... Мы поднялись на хребет, разделяющий Салгирскую долину с Альминской, и тут начался ливень. Нас это не удивило, так как уже в который раз стоит нам подняться на это место, и дождь тут как тут...

На плато Чатырдага

Мы успели спрятаться в небольшом лесном шалаше, да и ливень был, хоть и сильным, но быстрым — буквально через двадцать минут он не просто закончился, но появилось солнце и быстро стало высушивать все вокруг. («Эти летние дожди»...) С хребта открывался прекрасный вид на всё нижнее плато, пещеры и возвышающаяся вершина горы. («Мертв и гол утес Эклиз» — Головкинский).

Ущелье

Далее нам надо было спускаться вниз, на заповедную дорогу, где-то здесь на этом спуске мы в прошлый поход встретили лань. Теперь же, пройдя по дороге до кордона Суат (им. И. Крапивного), мы не стали проходить прямо сквозь него, а решили обойти его справа через лес. Мы планировали выйти на дорогу, которая от кордона ведет в глубь заповедника к еще одному озеру, виденному «со спутника».

И хотя мы шли по северной границе заповедной зоны, нам удалось столкнуться с небольшим стадом оленей. Они внимательно посмотрели на нас и побежали по своим делам. Некоторые из нас оленей вообще раньше в лесу не встречали и потому получили удовольствие, увидев крымских зверей не в зоопарке, а в естественных условиях.

Чувствовалось, что места здесь действительно дикие — вокруг росли огромные деревья и вот, наконец-то, дорога привела нас к небольшому озеру возле красных скал, расположенному неподалеку от кордона «Партизанского».

Озеро у красных скал

В интернете мы прочитали о том, что этот «пост» охраняет огромный кавказец, и потому постарались обойти его, сворачивая к северу, на дорогу, ведущую опять к краснолесскому озеру.

После дождей на ней образовались огромные лужи-озера. Было понятно, что и сам лесничий не покидает своего кордона, так как проехать здесь сейчас было бы невозможно. По дороге мы отправились дальше, вскоре она поднялась немного наверх, откуда мы и увидели озеро — точку начала нашего путешествия. Тур завершился...

Олег Широков, «Крымское эхо»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Загадки имен симферопольских микрорайонов

Крымские зимние морозы столетней давности

История происхождения названия города Симферополь