Лестницы-трапы Севастополя

«Даже не знаю, как называется такой материал. Бетон? Или что-то другое? Смесь цемента с морской галькой, крупным песком и ракушками. Словно искусственный камень-ракушечник. Из него сложены ступени многих севастопольских лестниц. Старожилы называют эти лестницы по-морскому: трапы. Я поднимаюсь по трапам от Большой Морской к Владимирскому собору, где похоронены севастопольские адмиралы: Лазарев, Корнилов, Истомин, Нахимов...» — именно таким увидел «свой» Севастополь один из лучших, на мой взгляд, детских писателей-маринистов Владислав Крапивин. Ведь город-мундир у каждого свой, не правда ли?

Лестница на улице Марата в Севастополе

«Город русских моряков» расположен на сложном рельефе — на семи холмах, поэтому неудивительно, что в нём — около сотни самых разнообразных лестниц. Поднявшись на любую из возвышенностей, можно по достоинству оценить красоту белокаменного города, обнимающего море. И с вершины холмов можно увидеть, как множество больших и малых улиц пронизывают весь город, соединяя холмы, балки, районы и, конечно, людей.

Сложный рельеф вынуждает строителей использовать систему террасированной застройки склонов. Поэтому неотъемлемой частью Севастополя является обилие лестниц, которые связывают между собой все уровни застройки. Без них видны были бы обрывы да косогоры. Лестницы всюду: во дворах, на бульварах, в парках, скверах, на территории предприятий и воинских частей, школ и гостиниц. Они сокращают путь, придают городу особый колорит, который всегда подмечают приезжие. А ещё трапы — свидетели истории. Здесь рвались ядра в девятнадцатом веке и снаряды Великой Отечественной. Ступени и парапеты крошились от осколков. После сражений их восстанавливали, перестраивали, любовно украшали и давали названия в память о людях и событиях. Спускаясь по гранитным, известняковым или по тем крапивинским «бетонным» ступеням, вы как бы проникаетесь духом истории. Он — в немногих уцелевших после битв домах, прилепившихся к скалам, в просветах лестничного марша, в которых видны то бухта, замкнутая стенами старых фортов или новостроек, то на синеве неба вертикали обелисков и корабельных мачт.

А сколько лестниц в Севастополе? Точно ответить на этот вопрос сложно: их сотни, больших и малых. Если ограничиться лишь городскими, исключив такие «лестничные районы», как Инкерман, Балаклава и мыс Фиолент (огромная лестница от Георгиевского монастыря к морю в 800 ступеней, по которым, говорят, ходил Пушкин), то их пятьдесят одна — улицы из одних ступеней! Это улицы, по которым нельзя проехать.

Какая лестница была построена первой, увы, неизвестно. Их строительство началось одновременно с застройкой города. Первоначально они были деревянными или вырубленными в скале. В 80-х годах XVIII века была построена деревянная лестница к Графской пристани (тогда её называли Екатерининской). В 30-х годах XIX столетия здесь появились уже каменные ступени, а около 1840 года по их сторонам построили павильоны в стиле русского классицизма. Завершил ансамбль пристани возведённый в 1846-м портик дорического ордера. Теперь это — своеобразный символ Севастополя, известный наряду с Памятником затопленным кораблям.

Портик дорического ордера в Севастополе

В 1839 году был утверждён первый генеральный план застройки Севастополя, составленный военным инженером Уптоном по инициативе командующего флотом адмирала М. П. Лазарева, много сделавшего для Севастополя. Проект предусматривал снос хаотичной, трущобной застройки на Центральном (Городском) холме, который в ту пору носил колоритное название Хребет Беззакония — вследствие обилия кабаков и иных злачных заведений. Здесь закладывалась главная часть города, планировка которой сохранилась до наших дней. Тогда, считают севастопольские краеведы, и началось строительство лестниц на Центральном холме. Первой из ныне существующих следует считать ту, которая ведёт с проспекта Нахимова на Матросский бульвар, построенный около 1834 года (тогда он назывался Малым, в отличие от Большого — Исторического).

Самая протяжённая и заметная в городе лестница — Синопский спуск, ведущая на Городской холм. Названа она так в честь событий ноября 1853 года, когда эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала Нахимова наголову разгромила турецкую в Синопской бухте. Пройдём ею от набережной Корнилова до проспекта Нахимова и от него — широкими парадными маршами на вершину Центрального городского холма. Впечатляет...

Синопская лестница (спуск) в Севастополе
Синопский спуск

Таврический спуск в Севастополе
Таврический спуск
Но Синопскому спуску не уступает и Таврический. Он с Городского холма мимо кинотеатра «Победа» ведёт к улице Большой Морской и заканчивается в Комсомольском парке, любимом парке детства. Этот спуск, с высокими ступенями и пологими лестничными маршами, величествен и уютен.

Суворовская лестница расположена на восточном склоне Городского холма. Она начинается на площади Суворова. Вдоль широкого монументального подъёма приютился живописный сквер с террасами, с которых можно любоваться панорамой Южной бухты, Корабельной стороны, Зелёной горки.

Рядом с Мемориалом в честь героической обороны Севастополя 1941–1942 годов на площади Нахимова тоже есть лестница, ведущая на Городской холм. Она приведёт нас к памятнику Казарскому и на Матросский бульвар (прежде Мичманский).

Главной осью ансамбля Малахова кургана являются парадная лестница — с улицы Героев Севастополя на вершину кургана — и продолжающая её главная аллея. Перспектива аллеи замкнута приземистой оборонительной башней, на площадке которой — Вечный огонь.

Парадная лестница у Малахова кургана в Севастополе

Спуск Водопьянова в СевастополеВ Севастополе есть лестницы, ставшие своеобразными памятниками. Это — спуск Водопьянова на Северной стороне, у моря. Начинается он на площади генерала Захарова и ведёт в Инженерную балку. А история интересная. В 1934 году в СССР было учреждено звание Героя Советского Союза. Первыми его удостоились морские лётчики М. Водопьянов, И. Доронин, Н. Каманин, С. Леваневский, А. Ляпидевский, В. Молоков, М. Слепнёв, вывезшие на Большую землю со льдов Чукотского моря научную группу и команду ледокола «Челюскин». Спасли более ста человек на не приспособленных к полётам в арктических широтах и для перевозки пассажиров самолётах. Так вот, четверо из них окончили Севастопольскую школу морских лётчиков: Доронин, Леваневский, Ляпидевский, Молоков. Мало того, Леваневский и Доронин потом служили в ней инструкторами, а Молоков даже был командиром учебного отряда. В честь легендарного подвига участников челюскинской эпопеи на Северной стороне появились спуск Водопьянова, улицы Доронина, Каманина, Леваневского, Молокова, Слепнёва. Есть там и улица Челюскинцев. К слову, в городе есть и спуск Воронина, капитана ледокольного теплохода.

Кроме всяких больших и нарядных лестниц есть лестницы узкие, зажатые подпорными стенками и стенами жилых домов. Романтичность им придают потёртые ступени и жухлая листва на них. Скромный вид не умаляет нужности любой улицы-лестницы, ведь для подавляющего большинства севастопольцев трапы — это на всю жизнь.

Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»

Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

История ветроэнергетики в Крыму

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»