Михаил Кази — видный севастопольский деятель XIX века

Михаил КазиВ начале XХ века одна из улиц Севастополя носила имя Михаила Ильича Кази. Сейчас это часть улицы Генерала Петрова. М. И. Кази был одним из видных деятелей России второй половины XIX века в области судостроения и мореплавания. В разное время он занимал должности директора Балтийского судостроительного завода в Петербурге, председателя Императорского русского технического общества, возглавлял правление Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Значительный этап в жизни М. И. Кази был связан с Севастополем.

Михаил Кази с дочерью Анной и собакойМ. И. Кази происходил из семьи греческих дворян, перешедших на российскую службу в период русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Его дед, прапорщик Андрей Дмитриевич Кази, состоял на военной службе с 1770 по 1804 гг. Отец М. И. Кази, Илья Андреевич, морской офицер, служил на Черноморском флоте в 44-м, затем в 38-м — флотских экипажах. В 1829 г. уволился в отставку в чине капитан-лейтенанта. И. А. Кази владел небольшим имением в деревне Эскель Симферопольского уезда и домом в Севастополе. Илья Андреевич был женат на Александре Павловне Мавромихали, в их семье было девять детей — шесть сыновей и три дочери.

Михаил Кази родился 11 (23) октября 1839 г. в Севастополе, записан в метрических книгах севастопольского Адмиралтейского собора св. Николая. М. И. Кази учился в Черноморском юнкерском училище в Николаеве, в 1858 г. был произведен в мичманы. Дальнейшая его служба происходила в Русском обществе пароходства и торговли (РОПиТ). РОПиТ — одна из первых коммерческих пароходных компаний России, была создана в 1856 г. с целью возобновления судоходства между портами Черного и Азовского морей.

М. И. Кази быстро стал заметен среди служащих общества благодаря присущей ему энергии и «исключительным способностям к технике». Ему было поручено наблюдать за постройкой новых пароходов в Англии, где он познакомился с работой лучших судостроительных верфей. Служба в РОПиТ способствовала формированию Кази как моряка и судостроителя. Впоследствии он занял должность заведующего адмиралтейством РОПиТ в Севастополе. В 1868 г. Михаил Ильич был уволен от службы по Морскому ведомству, но продолжал состоять в РОПиТ в должности директора по морской части и заведующего контролем расходов.

В 1874 г. М. И. Кази избрали городским головой Севастополя. Начало 70-х годов XIX века было переломным моментом в истории Севастополя. После отмены в 1871 г. ограничительных статей Парижского договора Россия вновь получила право иметь военный флот на Черном море, и правительство активизировало меры по развитию Севастополя как главной базы Черноморского флота. Перед городским управлением стояли задачи восстановления разрушенного в годы Крымской войны города, его дальнейшего экономического развития.

В должности городского головы проявились административные и хозяйственные способности М. И. Кази. По ходатайству городского головы и севастопольского градоначальника П. А. Перелешина Севастополю ассигновали 300 тыс. рублей на строительство десяти хлебных складов. В этот период в Севастополе было открыто отделение Государственного банка, выделены деньги на строительство городской больницы. Благодаря деятельности П. А. Перелешина и М. И. Кази часть Южной бухты была передана под коммерческий порт, что способствовала быстрому экономическому подъему города. В конце 70–80-х гг. XIX века Севастополь становится крупным торговым портом юга России.

Кази стал инициатором создания бульвара по линии севастопольских бастионов. В выступлении на заседании думы 19 июня 1875 г. он обратил внимание на то, что проведение железной дороги и объявление Южной бухты коммерческим портом приведет к усиленной застройке города и исчезновению укреплений русских войск, возведенных во времена обороны Севастополя 1854–1855 гг. М. И. Кази предложил никогда не застраивать места бывших укреплений и устроить по линии бастионов Исторический бульвар, ходатайствовать перед правительством об открытии подписки (сбора добровольных пожертвований) для устройства бульвара.

Михаил Ильич Кази придавал большие значения развитию образования в Севастополе, где до середины 70-х гг. XIX века не было ни одного среднего учебного заведения. Он приложил немало усилий для того, чтобы добиться открытия Константиновского реального училища — первого среднего учебного заведения города. Впоследствии М. И. Кази избрали почетным попечителем реального училища. Михаил Ильич заботился о ремесленной школе РОПиТ и мореходном классе, вкладывал личные средства в содержание мореходного класса.

Должность городского головы Кази занимал до 1876 г., внес значительный вклад в восстановление Севастополя. В апреле 1875 г. городская дума приняла решение о присвоении М. И. Кази звания Почетного гражданина Севастополя. Дума возбудила ходатайство об утверждении Кази в этом звании. Это ходатайство было тогда отклонено. Императорское повеление о присвоении Михаилу Кази звания Почетного гражданина Севастополя последовало в 1895 г. после повторного обращения Севастопольской городской думы.

В 1877–1892 гг. Михаил Ильич Кази руководил Балтийским судостроительным заводом в Петербурге, осуществил реконструкцию завода, который превратился в
передовое судостроительное предприятие. Находясь в Петербурге, Михаил Ильич продолжал заботиться об интересах Севастополя, неоднократно обращался к правительству с ходатайствами по вопросам развития городского хозяйства.

Он много времени уделял работе в многочисленных обществах: являлся членом совета мануфактур и торговли Министерства финансов, председателем комиссии по развитию торговли мореплавания, председателем Императорского русского технического общества. Он стал одним из организаторов Всероссийской выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Умер в Нижнем Новгороде на этой выставке 24 июня 1896 г. Погребен в Петербурге.

Для увековечения памяти Михаила Кази на экстренном заседании членов Императорского русского технического общества была открыта подписка на капитал в фонд памяти Кази, который направлялся на нужды развития техники и образования.
В 1897 г. было утверждено «Положение о премии и медали М. И. Кази» за лучшее изобретение или исследование по какому-либо техническому вопросу.

Зал заседаний городской думы Севастополя долго украшал портрет Михаила Кази, который прислала его вдова из Петербурга по просьбе городского управления. Улица Карантинная в Артиллерийской слободке стала называться улицей Кази.

Ирина Дьяконова

Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

История ветроэнергетики в Крыму

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»