История морской торговли в Крыму
Азовское море. У греков оно называлось Меотида, или кормилица, у римлян — Плюс Меотис — меотийское болото. Скифы называли море Коргулак, т. е. богатое рыбой, славяне — Сурожем, или Синим. Свое нынешнее название море получило примерно в середине ХIII века, вероятно, от древнего торгового центра Азак. Западные писатели и хроникеры называют золотоордынский Азак Таной.
Это была богатая италийская колония на левом берегу Дона, через которую проходил великий караванный путь в Персию, Индию и Китай через Туркестан. А начинался этот путь на юге, на Средиземном, Черном морях, являвшихся оживленным районом торговли.
Сначала в этой торговле главенствовала Византия, одна из крупнейших держав мира.
В течение многих веков Византия имела в Крыму свои форпосты. Ее привлекали не только богатства полуострова, его военно-стратегическое значение, но и роль в транзитной торговле. Это обстоятельство влекло в Крым также итальянцев, и на протяжении многих лет венецианцы, пизанцы и генуэзцы вели непримиримую борьбу с Византией и друг с другом за черноморские пути и рынки. Вначале купцы Венеции и Генуи вели торговлю через гавани Сирии и Египта. Во второй половине ХII столетия их пути уже проходят через порты Крыма и Приазовья. На первых порах основным таким портом была Сугдея (Судак), а позднее — Кафа (Феодосия).
Греческие кормчие не оставили нам своих карт. Сохранились периплы древних географов — занимательные лоции с описанием береговых линий и сопутствующих им водных троп. Одним из таких географов был Страбон, объехавший много стран, где он вел тщательные наблюдения, позволившие создать в виде памятных записок свою «Географию». В нее вошел перипл и о «Таманской Полинезии». И если бы не Страбон, окончивший свой труд в 7 году до н. э., многое для нас казалось бы в значительной мере туманным и неясным.
Таманский залив при Страбоне именовался Корокондамитским озером. Археологические памятники свидетельствуют о широком развитии судоходства и рыбного промысла в районе. К этим берегам спешили крутобокие купеческие корабли греков, везя связанные за ручки и уложенные вдоль бортов амфоры с вином или оливковым маслом, инструменты и оружие, замечательную расписную посуду.
В конце ХIХ века ближе к южной оконечности косы Тузла со стороны Таманского залива были видны шесть стоящих мраморных колонн. По свидетельству Страбона, в 20 стадиях от селения Ахиллий находилось святилище Ахилла, и вполне возможно, что колонны принадлежали этому храму.
Локализовать Ахиллий и другой боспорский город Киммерий нам помог Василий Васильевич Веселов. Он же реставрировал путь, которым шли корабли из Пантикапейской бухты, отправляясь на север. Это были: Таманский залив, древний приток Кубани, расположенный южнее станции Сенная, затем Ахтанизовский лиман и, наконец, устье пролива, ведущего к Киммерику. Боспорское поселение Киммерий служило местом отправления для плавания по Азовскому морю.
Отдаленной колонией, имевшей для греков Боспора важное политическое и торгово-экономическое значение, являлся Танаис.
Иван Алексеевич Стемпковский, проводивший в 1823 году разведку в районе устьев Нижнего Дона и Сухого Чалтыря, обратил внимание на городище. Оно было расположено на возвышенности, у подошвы которой протекает Мертвый Донец, один из судоходных каналов Дона. На высоком крутом берегу у села Недвиговки он обнаружил «следы акрополя или цитадели, весьма сходной с Ольвийской», о чем сообщал в письме к Бларамбергу. Окруженное глубоким рвом поселение и остатки башен Стемпковский признал за остатки Танаиса. Этот город был центром торговли между боспорскими купцами и кочевниками приазовских и донских степей. В обмен на привезенные товары сарматы снабжали боспорян продуктами скотоводства и рыбой. Слово «Танаис» произошло от сарматского «тон» или «там», что означало «река».
Обживая берега океанов, греки держались в основном прибрежных районов и устьев рек, ведущих в глубь страны, по которым транспортировались туземный хлеб, скот, шкуры, меха и рыба.
Традиционный экспорт рыбы из Приазовья характерен и для средних веков на примере Таны, торгового центра в районе современного Азова, который вырос на месте поселений эллинского и римского времени, связанных с Танаисом. Груженные товарами корабли собирались в караваны — по десятку и более судов. Целые торговые флотилии, отправлявшиеся в плавание обычно осенью, возвращались домой лишь весной.
Еще в конце ХI века в Юго-Восточном Крыму появился новый экономический район с центром в Сугдее.
Своего расцвета этот город достиг в ХIII веке. В это время возникают отношения горожан с половцами-кипчаками, взимавшими дань. По словам арабского писателя Ибн-аль-Асира, Сугдея была городом, лежащим на берегу Хазарского моря (так называлось тогда Черное), к которому пристают корабли с одеждами. «Одежды продаются... покупаются девушки и невольники, буртасские меха, бобры, белки и другие предметы».
Когда разговор заходит о буртасских мехах, то имеется в виду завоз в Сугдею русских товаров, доставлявшихся проторенными скифскими путями через Перекоп или донским путем. Из Москвы купцы привозили крупные партии шкур соболей, лис, горностаев, беличьи и другие меха. Они через Сугдею шли в Западную Европу. Обратно в Москву уходили шелковые ткани, сахар, миндаль, гвоздика, перец...
Как у греческих городов с их натуральным хозяйством торговые связи простирались на север до Танаиса и выше, так итальянские купцы использовали в Крыму морской путь в Константинополь как своего рода «окно в Европу».
Ссылки по теме:
Это была богатая италийская колония на левом берегу Дона, через которую проходил великий караванный путь в Персию, Индию и Китай через Туркестан. А начинался этот путь на юге, на Средиземном, Черном морях, являвшихся оживленным районом торговли.
Сначала в этой торговле главенствовала Византия, одна из крупнейших держав мира.
В течение многих веков Византия имела в Крыму свои форпосты. Ее привлекали не только богатства полуострова, его военно-стратегическое значение, но и роль в транзитной торговле. Это обстоятельство влекло в Крым также итальянцев, и на протяжении многих лет венецианцы, пизанцы и генуэзцы вели непримиримую борьбу с Византией и друг с другом за черноморские пути и рынки. Вначале купцы Венеции и Генуи вели торговлю через гавани Сирии и Египта. Во второй половине ХII столетия их пути уже проходят через порты Крыма и Приазовья. На первых порах основным таким портом была Сугдея (Судак), а позднее — Кафа (Феодосия).
Греческие кормчие не оставили нам своих карт. Сохранились периплы древних географов — занимательные лоции с описанием береговых линий и сопутствующих им водных троп. Одним из таких географов был Страбон, объехавший много стран, где он вел тщательные наблюдения, позволившие создать в виде памятных записок свою «Географию». В нее вошел перипл и о «Таманской Полинезии». И если бы не Страбон, окончивший свой труд в 7 году до н. э., многое для нас казалось бы в значительной мере туманным и неясным.
Таманский залив при Страбоне именовался Корокондамитским озером. Археологические памятники свидетельствуют о широком развитии судоходства и рыбного промысла в районе. К этим берегам спешили крутобокие купеческие корабли греков, везя связанные за ручки и уложенные вдоль бортов амфоры с вином или оливковым маслом, инструменты и оружие, замечательную расписную посуду.
В конце ХIХ века ближе к южной оконечности косы Тузла со стороны Таманского залива были видны шесть стоящих мраморных колонн. По свидетельству Страбона, в 20 стадиях от селения Ахиллий находилось святилище Ахилла, и вполне возможно, что колонны принадлежали этому храму.
Локализовать Ахиллий и другой боспорский город Киммерий нам помог Василий Васильевич Веселов. Он же реставрировал путь, которым шли корабли из Пантикапейской бухты, отправляясь на север. Это были: Таманский залив, древний приток Кубани, расположенный южнее станции Сенная, затем Ахтанизовский лиман и, наконец, устье пролива, ведущего к Киммерику. Боспорское поселение Киммерий служило местом отправления для плавания по Азовскому морю.
Отдаленной колонией, имевшей для греков Боспора важное политическое и торгово-экономическое значение, являлся Танаис.
Иван Алексеевич Стемпковский, проводивший в 1823 году разведку в районе устьев Нижнего Дона и Сухого Чалтыря, обратил внимание на городище. Оно было расположено на возвышенности, у подошвы которой протекает Мертвый Донец, один из судоходных каналов Дона. На высоком крутом берегу у села Недвиговки он обнаружил «следы акрополя или цитадели, весьма сходной с Ольвийской», о чем сообщал в письме к Бларамбергу. Окруженное глубоким рвом поселение и остатки башен Стемпковский признал за остатки Танаиса. Этот город был центром торговли между боспорскими купцами и кочевниками приазовских и донских степей. В обмен на привезенные товары сарматы снабжали боспорян продуктами скотоводства и рыбой. Слово «Танаис» произошло от сарматского «тон» или «там», что означало «река».
Обживая берега океанов, греки держались в основном прибрежных районов и устьев рек, ведущих в глубь страны, по которым транспортировались туземный хлеб, скот, шкуры, меха и рыба.
Традиционный экспорт рыбы из Приазовья характерен и для средних веков на примере Таны, торгового центра в районе современного Азова, который вырос на месте поселений эллинского и римского времени, связанных с Танаисом. Груженные товарами корабли собирались в караваны — по десятку и более судов. Целые торговые флотилии, отправлявшиеся в плавание обычно осенью, возвращались домой лишь весной.
Еще в конце ХI века в Юго-Восточном Крыму появился новый экономический район с центром в Сугдее.
Своего расцвета этот город достиг в ХIII веке. В это время возникают отношения горожан с половцами-кипчаками, взимавшими дань. По словам арабского писателя Ибн-аль-Асира, Сугдея была городом, лежащим на берегу Хазарского моря (так называлось тогда Черное), к которому пристают корабли с одеждами. «Одежды продаются... покупаются девушки и невольники, буртасские меха, бобры, белки и другие предметы».
Когда разговор заходит о буртасских мехах, то имеется в виду завоз в Сугдею русских товаров, доставлявшихся проторенными скифскими путями через Перекоп или донским путем. Из Москвы купцы привозили крупные партии шкур соболей, лис, горностаев, беличьи и другие меха. Они через Сугдею шли в Западную Европу. Обратно в Москву уходили шелковые ткани, сахар, миндаль, гвоздика, перец...
Как у греческих городов с их натуральным хозяйством торговые связи простирались на север до Танаиса и выше, так итальянские купцы использовали в Крыму морской путь в Константинополь как своего рода «окно в Европу».
Борис Случанко, «Крымские известия»
Комментарии
Отправить комментарий