Вдоль ночных дорог Симферополя

Сумерки постепенно наполняют город. Уставшие за день люди торопятся домой. Женщина с тяжёлыми пакетами в руках и сумкой под мышкой безуспешно пытается протолкнуться в переполненную маршрутку. Мужчина с задумчивым лицом нервно курит, поглядывая то и дело на часы, а потом, сплюнув на асфальт, бежит к стоянке такси. Четвероногие городские обитатели озабоченно осматривают остатки дневного базарного буйства, выискивая кусочки лакомства среди разорванных пакетов и шелухи. Воздух становится прохладнее. Опустившиеся сумерки уже пронзает свет фар, ему вторят огоньки вывесок, реклам, фонарей. Красивое время. Мы как-то не замечаем его после работы в суете и спешке. А ведь оно, как будто уводящее в минувшее, просто создано для неспешной прогулки по улицам Симферополя.

Симферополь, остановка Куйбышевский рынок
Улица Горького. Вокруг трёх светящихся шариков на ажурной фонарной ножке копошится мошкара. Дурманящий цветочный запах с клумб на пересечении с улицей Героев Аджимушкая постепенно вытесняет пропылённый загазованный дух дня. Здесь уже почти не осталось машин, и улица расслабляется. Лёгкий ветерок гонит с асфальта мелкий сор и пыль, словно зализывает раны разбитой местами дороги. Точно так же ветерок сгонял пыль и сто с лишним лет назад. Только улица, одна из первых официально поименованных в городе, тогда называлась Дворянской. И точно так же на ней попадались порой раны, оставленные конными экипажами, правда, асфальта не было — «дорога убита (утрамбована) щебнем». На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков городская управа приняла решение о замощении улочки, изобиловавшей магазинами, доходными домами, эдакого пристанища «сливок общества», гранитными осколками.

И новинка — электрические фонари впервые появились на Дворянской. «В апреле 1911 года на очередное заседание собрались гласные Симферопольской городской думы (своего рода нынешняя сессия депутатского корпуса горсовета. — Авт.). На рассмотрение присутствующих был вынесен вопрос об установлении на улице Дворянской четырёх колонн с электрическими фонарями. Решение об освещении принималось непросто: многие домовладельцы были против того, чтобы фонари закрывали фасады их домов. Кроме того, многие гласные считали, что тротуар слишком узок и столбы будут мешать пешеходам. В конце концов благоразумие взяло верх. Устройство колонн с фонарями разрешили, тем более что просители — Общество взаимного кредита (его здание было на месте нынешнего здания Крымского управления Нацбанка. — Авт.) — обязались освещать улицу за свой счёт» (Исторический калейдоскоп, Симферополь, 2004). А вот воздух тогда был наверняка чище нынешнего: каштаны, акации, вязы в несколько рядов — разве сравнить с тем, что осталось сейчас?

Свернём на Пушкинскую. Фонари «под старину» (это модно — по городу много разных вариаций) до улицы Розы Люксембург, скамеечки вокруг и мигающие огоньками витрины. Бурная ночная жизнь с громким смехом, звоном бутылок и растворяющимся в воздухе сигаретным дымом. Разве поверишь сейчас, что лишь пятьдесят лет назад здесь прямо посередине улицы был цветник с благоухающими розами, каллами? А сколько роз было в другом конце улицы — в Комсомольском (Семинарском) сквере! Как в нём тогда было светло, чисто — приятно прогуляться.

Фотографии старого Симферополя - улица Пушкина
В начале двадцатого века этот сквер тоже был Пушкинским, и каждый вечер сюда приходил фонарщик, чтобы зажечь пять фонарей. Точно такие же масляные (газовые) фонарики загорались практически по всему городу. «К началу 1904 года, — говорится в отчёте Симферопольской городской управы, — было 789 уличных фонарей и кроме того: у среднего входа в городской сад — 2 фонаря, у памятника Долгорукова — 4, у собора — 4, на Лазаревской улице — 3, а всего 834 фонаря, освещавших круглый год. В течение года поставлены 27 новых фонарей. В летнее время зажигались ещё фонари у памятника Екатерине II, в аллеях городского сада и в Александро-Невском сквере — всего 82 светильника. Новые ставились преимущественно по заявлениям домовладельцев в улицах с недостаточным освещением» (Симферополю 200 лет. Сборник документов и материалов, Киев, 1984).

Фотографии старого Симферополя - улица Пушкина
Вот чем похожи те и нынешние времена, так это недостатками. В городских рабочих слободках, на удалённых от центра улочках света в тёмное время было мало. В советское время стало вроде бы посветлее, электричество проникло во все районы: где на деревянных, где на бетонных опорах крепили фонари, светло ночью было словно днём. Опоры сохранились до сих пор, появились и новые, только фонари горят далеко не везде. Заглянем в один из городских микрорайонов. Днём оживлённый, даже шумный, с приходом темноты он словно замирает. Свет одинокого, чудом сохранившегося (в остальных лампы регулярно разбивают, менять замучаешься) фонаря не в силах разбавить мглу. Пробирает дрожь то ли от ночной прохлады, то ли от пьяного гогота на такой безопасной днём улочке. Вдобавок нога вдруг уходит куда-то вправо, и вместо тротуара оказываешься в выбоине. Хорошо хоть неглубокой и заполненной лишь грязью после прошедшего накануне дождя.

Но городские улочки знавали времена и похуже. В 1819 году Таврический вице-губернатор Н. Перовский совершил прогулку по улицам Симферополя. Увиденное не порадовало: «Некоторые хозяева домов пробивают стены и через отверстия сии выпускают на улицу нечистоту, ни одна улица не выметена, а в некоторых местах лежат даже палые животные» (Исторический калейдоскоп, Симферополь, 2004). Спустя семьдесят лет по городу прошёлся иной чиновник — Таврический губернатор А. Всеволожский: «Все улицы находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, особенно те, по которым происходит наибольшее движение. Некоторые из них покрыты толстым слоем пыли, которая во время дождя превращается в непроходимую грязь, а в сухую погоду наполняет собой воздух, вредно отражаясь на здоровье жителей». Город действительно утопал в грязи. Некоторые участки улиц, ведущие к присутственным местам, суду и магазинам, просто мостились щебнем и засыпались песком.

С тротуарами дело обстояло ещё хуже. Городская дума в течение многих лет боролась с выпасом на городских улицах свиней, наносящих тротуарам непоправимый урон. В ответ на выговор вице-губернатора городская дума приняла меры по наведению порядка: недобросовестных хозяев обязали исправить тротуары и оштукатурить стены, улицы очистили от грязи, а выбоины на дорогах засыпали гравием, начались работы по замощению городских улиц булыжником (Исторический калейдоскоп, Симферополь, 2004). То ли булыжника и щебня хватало не везде, то ли ещё почему, но даже в середине прошлого века в отдельных районах города между тротуарами было лишь подобие проезжей части. Да и канализационные стоки не были редкостью. Впрочем, чистота и целостность дорог и по сей день остаётся одной из главных бед столицы (недаром на нынешних сессиях горсовета депутаты время от времени выделяют деньги на улучшение их состояния).

Но и эти тёмные улочки — тоже часть нашего города, многие из них хранят особый колорит и днём с удовольствием открывают его всем желающим. Сворачиваем на не пустующую даже ночью трассу. Дальний свет фар автомашин, помноженный на десятки фонарей вдоль шоссе, разрезает мглу. Вдоль ночных дорог мчится время. Навстречу новому дню, новой маленькой эпохе, которая вновь уйдёт в прошлое, лишь на город начнут опускаться сумерки.

Наталья Пупкова, «Крымская Правда»

Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

История ветроэнергетики в Крыму

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»