Сообщения

Сообщения за августа 10, 2008

Теория развития детского коллектива «Артека». Период гуманистических отношений

К гуманистическим отношениям в отряде можно прийти только через идейное единство, т.е. осознание и утверждение идеи, которую разделяют все. Это - высший тип коллективных отношений, в которых каждый замечен и нужен, каждый необходим и любим всеми. Внутри коллектива, достигшего высокого уровня развития, возникают такие психологические явления, когда переживания одного ребенка вызывает у остальных не просто сочувствие, а активные альтруистические действия, стремление оказать бескорыстную помощь и содействие. В основе взаимоотношений лежит признание за каждым членом отряда одинаковых прав и обязанностей, готовность оказывать содействие и поддержку, требовательное отношение и к товарищам по отряду, и к себе, готовность действовать и переживать в отношении любого другого члена отряда так же, как если бы этим являлся он сам. Поскольку именно коллектив выступает как референтная группа в жизни всех своих членов, возникает благоприятная ситуация для социализации: коллектив становится непосредств

Теория развития детского коллектива «Артека». Период творческого союза

Успешная деятельность по объединению отряда побуждает к дальнейшему творческому общению. Члены коллектива стремятся к достижению успеха в совместной деятельности, имеющей общественный смысл, и в которую вовлекаются все группы. Психологическое состояние коллектива характеризируется радостью коллективного творчества. Доминирующая потребность - добиться успеха в творчестве, найти свое место в общем творческом процессе. Содержание межличностного общения - обсуждение творческого процесса . Лидерами этого общения становятся ребята, приносящие успех в творческих делах. Структура переформировывается из советов дела в творческие группы. Видны первые признаки ориентированности официальной и неофициальной структуры. Основная функция вожатого - творческая. Задачи : содействовать успеху творческого поиска; поддерживать организационно творческих лидеров и содействовать их утверждению; добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности; - учить анали

Теория развития детского коллектива «Артека». Период морально-волевого напряжения

Все члены отряда, после конфликтного периода договорившись, сознательно проявляют волю, добиваясь успеха в осознанной коллективной деятельности. Период морально-волевого напряжения, связанный с общей деятельностью, начинается в рамках деловых отношений и заканчивается при заключении творческого союза. Доминирующая потребность: преодолеть разобщенность. Содержание межличностного общения . Временно актуальность такого общения отступает на второй план, уступая место общению в деятельности. Структура . Интенсивно действует официальная структура, на основе советов дела. В неофициальной структуре намечается открытие общения замкнутых группировок для «посторонних». Основная функция вожатого - объединительная. Задачи : укрепить желание к единству; помочь организационно и творчески проявляемым усилиям в общей деятельности, содействуя всеми силами успеху деятельности; укреплять позиции организационных и творческих лидеров, проявляющих себя в коллективной деятельности. Деятельность - коллективн

Теория развития детского коллектива «Артека». Период скрытых внутренних конфликтов

Продвижение отряда к сплоченности преодолевает не только прогрессивные изменения, но и определенные кризисы. Как показывают исследования ученых (А.Г.Кирпичник), существует своеобразная зависимость: всякая группа в процессе своего развития обязательно проходит период временного спада доминирующего психологического настроя среди членов группы и ухудшения личных взаимоотношений. Знание вожатым неизбежности подобного кризиса, его объективной обусловленности помогает преодолеть кризис, вывести отряд на новый уровень коллективо-образования. Следует заметить, что уже в периоде адаптации по мере получения информации рождаются скрытые конфликты. В ходе делового сотрудничества, непосредственного взаимодействия, во время которого неизбежно происходит «притирка характеров», отчетливо проявляются не только достоинства, но и ошибки (недостатки) каждого из ребят. А ещё, одни ребята удовлетворены перспективами, отношениями и своим местом в этим отношениях, а другие нет. Такое состояние возникает как р

Теория развития детского коллектива «Артека». Период делового сотрудничества

Это период укрепления организационной структуры отряда как заданной среды обитания каждой личности. Наступает этот период сразу после того, как сформирована официальная структура (отрядное самоуправление), каждый выбрал для себя поручение ответственности и заботы, определены перспективы на смену, выработаны в отряде законы жизни и отношений. Этот период должен стать своеобразным фундаментом для развития отношений в коллективе. Доминирующая потребность - реализовать себя в официальной структуре . Состояние межличностного общения . Временно потеряло свои активность. Общение носит деловитый, деятельный характер. Структура . Официальная - активно сотрудничает. В неофициальной появляются отдельные группировки, связанные сходной оценкой назревающей в отряде ситуацией. Основная функция вожатого - организатор организаторов. Задачи : способствовать гуманизации деловых отношений, приводя их к образцу «забота друг о друге»; оказать помощь в реализации каждого ребенка через деловые, общественные о

Теория развития детского коллектива «Артека». Период адаптации и информационного поиска

Это начальная стадия развития временного детского коллектива. Психологическое состояние коллектива - это, прежде всего, состояние ожидания, общего эмоционально-нравственного напряжения, связанного с дефицитом информации и чувством незащищенности, вызванного отрывом от привычной среды. Межличностные отношения складываются стихийно, на уровне симпатий, но не на деловой основе. Общая эмоциональная атмосфера - возбужденно-приподнятая, царит «фестивальное настроение» Доминирующая потребность - потребность в адаптации, т.е. информации, о нормах, требованиях, перспективах нового коллектива, о своём положении в нем, а также потребность в «узнавании» территории лагеря. Состояние межличностного общения . Интенсивное узнавание товарищей с целью прогнозирования своей роли в новой среде. Поиск друзей по однозначным интересам, ценностям, мотивам поведения. Структура . Официальная - складывается в результате организации деятельности. Неофициальная - очень ситуативна и складывается в диады, триады, в

«Артек» — специально создаваемое воспитательное пространство

В 1925 году начал свою историю знаменитый детский лагерь «Артек». Начавшись с четырёх брезентовых палаток; «Артек» рос, чтобы превратиться в городок, детскую республику, «королевство без короля и подданных», с мощной инфраструктурой, эффективными педагогическими технологиями, особой атмосферой, позволяющей любому человеку; независимо от возраста, раскрываться по максимуму, переживать фантастический подъём эмоций, чувств, творческих сил. В жизнь более миллиона мальчишек и девчонок «Артек» вошёл кострами, праздниками, состязаниями, романтикой походов, чистой и бескорыстной дружбой - такой, какая бывает лишь в детстве. Опираясь на традиции и достижения артековской педагогики, Сложившейся на протяжении восьми десятилетий, бережно сохраняя лучшее. «Артек» находится в постоянном поиске новых средств и способов результативной работы с детьми. «Артек» остался «Артеком» и тогда, когда, казалось, ничего старого не должно было остаться. В 90-е годы, когда одна и другой стали появляться новые пед