Феодосия. Укрепления XIV века

По всей территории Феодосии разбросаны остатки старинных городских укреплений, построенных еще в те времена, когда Феодосия называлась Кафа и была колонией Генуи.

Первой, еще около городского вокзала, нам встретилась башня Константина:
Феодосия. Башня Константина

Когда-то она прикрывала городские ворота, от которых сейчас не осталось и следа.
Феодосия. Городские ворота

А так выглядит Цитадель Кафы, если смотреть на нее с холма на окраине города:
Феодосия. Цитадель Кафы

По дороге к цитадели я долго искал мост, построенный еще генуэзцами. Он был помечен на карте как памятник архитектуры, но найти на указанном месте мне его не удавалось, пока местные жители не сказали мне, что я на нем стою. И правда, спустившись в канаву, я увидел старинную кладку:
Феодосия. Старый мост, построенный генуэзцами

Когда-то в цитадели было четырнадцать башен, но сейчас осталось только две.
Вот одна из них - башня Криско (Христа):
Феодосия. Башня Криско (Христа)

А это - остатки ворот цитадели:
Феодосия. Остатки ворот цитадели

Снова башня Криско:
Феодосия. Башня Криско
Феодосия. Башня Криско

А это - башня Климента VI:
Феодосия. Башня Климента VI

Из амбразуры видна одна из старинных армянских церквей - церковь Иоанна Богослова.
Феодосия. Церковь Иоанна Богослова

Церковь Иоанна Богослова построена в традиционной для армянских церквей форме (дворик перед ней, насколько я понимаю, бывший придел, с которого снесло крышу).
Феодосия. Церковь Иоанна Богослова

Если не ошибаюсь, именно в этом храме сохранились фрески Феофана Грека, и я предвкушал уже возможность их увидеть, но храм оказался закрыт. Единственное, что мне оставалось - вскарабкаться на контрфорсы и сделать несколько снимков дворика:
Феодосия. В этом храме сохранились фрески Феофана Грека
Феодосия. Древний храм

Рядом стоит другая церковь, более привычной для России формы:
Феодосия. Церковь

Это бывший храм Иоанна Предтечи (сейчас это православная церковь Иверской иконы Божьей матери):
Феодосия. Храм Иоанна Предтечи

Внутри мне разрешили фотографировать, чем я, разумеется, воспользовался:
Феодосия. Храм Иоанна Предтечи

Рядом с церковью когда-то находилось кладбище, от которого осталась только этот транспорант:
Феодосия. Кладбище. Транспорант
А этот крест напоминает о жертвах большевистского террора в Феодосии в 1918-1922 годах. Честно говоря, эта дата вызывает у меня определенные сомнения, ведь до 1920-го года Феодосию контролировали не красные, а белые.
Феодосия. Кладбище. Крест

Около церкви лежат загадочные плиты с армянской надписью и генуэзскими гербами:
Феодосия. Плиты с армянской надписью и генуэзскими гербами
Феодосия. Плита с армянской надписью и генуэзским гербом
Феодосия. Плита с армянской надписью и генуэзским гербом
Колодец:
Феодосия. Колодец

Бросаем еще один взгляд на башни цитадели и отправляемся дальше:
Феодосия. Башни цитадели

Еще одна старинная церковь - церковь Григория:
Феодосия. Церковь Григория

Еще раз смотрим в сторону цитадели:
Феодосия. Цитадель

Перевалив через холм мы выходим к Доковой башне.
Феодосия. Доковая башня

Честно говоря, я затрудняюсь сказать, какова была ее функция. Единственная сохранившаяся амбразура направлена назад, а с других сторон амбразуры отсутствуют. Возможно, они были на верхних этажах башни?
Феодосия. Доковая башня

А вот закладная плита на башне сохранилась:
Феодосия. Доковая башня (закладная плита)

А так она выглядит изнутри:
Феодосия. Доковая башня (вид изнутри)

Неподалеку находятся стены, ограждающие еще один холм. Будь я один, непременно полез бы на него (раньше там, похоже, квартировала воинская часть и пройти было нельзя, но сейчас проход открыт), однако жена и сын категорически запротестовали и мне пришлось подчиниться.
Феодосия. Ограждающая стена

У стены я увидел камень, извещающий о том, что в начале прошлого века здесь нашли минеральную воду:
Феодосия. Камень, извещающий о том, что в начале прошлого века здесь нашли минеральную воду

Рядом стоял сомнительного вида колодец с надписью «минеральная вода». Честно говоря, не хотелось бы мне пить из него:
Феодосия. Минеральная вода

Неподалеку еще одна армянская церковь XIV века - церковь святого Стефана:
Феодосия. Церковь святого Стефана

А рядом с ней - еще один средневековый фонтан:
Феодосия. Средневековый фонтан

Напоследок мы наткнулись на останки еще одной башни, от которой сохранилось только два противоположных куска стен.
Феодосия. Останки башни

Судя по ним, башня имела круглую форму и была не очень высокой, но широкой. Амбразур в сохранившихся кусках нет, но в низ башни вел какой-то лаз.
Феодосия. Останки башни

babs71.livejournal.com

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Крымские зимние морозы столетней давности

Село Пчелиное — самое высокогорное село в Крыму

История происхождения названия города Симферополь