Теория развития детского коллектива «Артека». Период гуманистических отношений

К гуманистическим отношениям в отряде можно прийти только через идейное единство, т.е. осознание и утверждение идеи, которую разделяют все. Это - высший тип коллективных отношений, в которых каждый замечен и нужен, каждый необходим и любим всеми.

Внутри коллектива, достигшего высокого уровня развития, возникают такие психологические явления, когда переживания одного ребенка вызывает у остальных не просто сочувствие, а активные альтруистические действия, стремление оказать бескорыстную помощь и содействие.

В основе взаимоотношений лежит признание за каждым членом отряда одинаковых прав и обязанностей, готовность оказывать содействие и поддержку, требовательное отношение и к товарищам по отряду, и к себе, готовность действовать и переживать в отношении любого другого члена отряда так же, как если бы этим являлся он сам.

Поскольку именно коллектив выступает как референтная группа в жизни всех своих членов, возникает благоприятная ситуация для социализации: коллектив становится непосредственным звеном между обществом и индивидом, презентуя общечеловеческие ценности в эмоционально подкрепленной форме.

Доминирующая потребность - потребность доказать свои лучшие качества, утвердиться в добрых поступках.

Содержание межличностного общения - забота друг о друге, готовность помочь, взаимовыручка, стремление к непрерывному общению.

Структура - официальная и неофициальная сориентированы. Диагностические исследования в этот период показывают снижение количества «звезд» и отсутствие «отверженных» в отряде.

Основная функция вожатого - добрый, умный, старший друг.

Задачи:
  • содействовать укреплению и развитию гуманистических отношений и самоутверждению каждого в этих отношениях;
  • стремиться к созданию обстановки непрерывного праздника общения.

Деятельность должна каждому предоставить возможность самовыразиться в соответствии с гуманистическими отношениями, предоставить широкое поле общения и возможность совершить поступок, в какой-то степени неожиданный для себя.

Каждому предоставлена возможность сравнить свои знания, умения, возможности. Поэтому все дела - индивидуально-коллективного характера, направлены на осознание себя, своего роста.

В записную книжку вожатого или… несколько полезных советов:
  1. Позиция вожатого - активный участник импровизаций, непрерывного праздника общения, тактичный подсказчик. Он умеет увидеть рост каждого, анализирует созданные общие ценности в отношениях и прогнозирует возможности внедрения их в собственную жизнь каждого ребёнка. Оставаясь другом, он выступает как хранитель «присвоенных» ценностей и «исповедником», духовным лидером на итоговом периоде и последействии.

  2. Непрерывный праздник общения. Это могут быть концерты любимых номеров, прощальные костры, вечера. Найдите возможность индивидуального общения с каждым.

  3. Создайте условия для обозначения и осмысления высокой идеи, когда коллектив отряда для отдельного ребенка на долгое время после смены останется побудительным символом к развитию и саморазвитию. Это могут быть прощальные письма, вечер обмена адресами, написание добрых пожеланий в альбом (или на страницах сувенирных буклетов с видами «Артека»), памятные подарки.

Показатели успешной деятельности и успешно проведенной смены:
  • радость, высокая оценка и самооценка настоящей ситуации и возможностей в будущем;
  • все дети осознают себя способными к дружбе, взаимопониманию, добру; стремящимися понять мир, себя в нём;
  • готовы развивать себя и улучшать окружающую жизнь; быть стойкими и не терять человеческого достоинства при различных обстоятельствах; понимающими, что такое совесть, честь, ответственность за себя и других.

Учебно-методическое пособие для педагогов-организаторов детских лагерей МДЦ "Артек"

Популярные сообщения из этого блога

История ветроэнергетики в Крыму

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»