Как турфирмы «разводят» клиентов

Сегодня туристический бизнес прогрессирует весьма стремительно. Поехать можно куда угодно — были бы деньги. Однако среди порядочных агентств все чаще стали встречаться полулегальные фирмы-однодневки, которые «разводят» своих клиентов на серьезные суммы, а обещанные услуги если и предоставляют, то такого качества, что плакать хочется. Как же не стать жертвой турфирмы-обманщика? Мы решили найти ответ на этот вопрос.

Важно знать. Поскольку реализация туристского продукта осуществляется только на основании договора, именно этому документу необходимо уделить максимум внимания.

Прежде чем поставить свою подпись, внимательно прочитайте договор, уточните неясные или двусмысленные моменты. Проверьте наличие обязательных условий и атрибутов договора:
  • информации о туроператоре и турагенте, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
  • сведений о туристе (покупателе), то есть вас;
  • достоверной информации о потребительских свойствах туристического продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, о результатах сертификации туристического продукта, дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
  • перечня всех основных моментов путешествия;
  • порядка встречи, проводов и сопровождения туристов;
  • прав и обязанностей сторон;
  • розничной цены туристического продукта и порядка его оплаты;
  • условий изменения и расторжения договора, порядка урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторонами;
  • порядка и сроков предъявления претензий туристом.

Проект договора, кстати, вы можете взять домой, чтобы изучить его внимательно и не торопясь.

Учтите, что программа экскурсий, категория и местоположение отеля и прочая очень важная для вас информация обязательно должна быть зафиксирована в договоре, поскольку наличие тех или иных услуг в рекламном буклете не является обязательством их предоставления.

После оплаты услуг турфирма должна выдать вам договор, подписанный обеими сторонами, туристическую путевку, отпечатанную типографским способом (ни в коем случае не выписанную от руки); памятку туриста с полной информацией по туру.

Характерные черты турфирм-обманщиков. Упрекнуть в непредусмотрительности турфирмы, занимающиеся обманом клиентов, невозможно. Их офисы, как правило, выглядят очень солидно, располагаются в приличных зданиях и имеют все необходимое для полноценной работы турагентства. Представительные менеджеры и руководство таких агентств очень доброжелательны и готовы оказать вам любую услугу, даже такую, от которой отказались в других агентствах, сославшись на невозможность ее выполнить. А главное, у них очень низкие цены. Именно этот фактор должен насторожить вас в первую очередь.

Кроме того, придя в офис турфирмы, убедитесь в наличии у нее лицензии на тур-агентскую или (и) туроператорскую деятельность. Особо бдительные потребители могут даже удостовериться, действительна ли лицензия у той или иной турфирмы, позвонив в Министерство курортов и туризма.

Итак, как обычно строят свою работу фирмы-обманщики? Чаще всего они открываются ненадолго. Как мы уже говорили, цены на свои услуги такие турфирмы устанавливают значительно более низкие, нежели у официальных агентств, что и привлекает в их сети множество клиентов. Их отправляют за рубеж. И там-то уже и выясняется, что гостиница не соответствует классу, заявленному при обсуждении условий проживания, питание — за свой счет, до пляжа — несколько километров, части отдыхающих вообще не находится места в отеле. Обычно это получается потому, что турфирма переводит лишь часть полученных от клиентов денег принимающей стороне, остальное оставляя себе.

Поработав таким образом несколько месяцев, турфирма успевает неплохо заработать, а потому с чистой совестью закрывается. Однако, переждав некоторое время в подполье, открывается вновь, изменив название, офис и большую часть персонала.

Аферы без наказания. Что самое обидное, уголовную статью, которая карает за мошенничество, к таким фирмам предъявить теоретически можно, но на деле очень сложно. Во-первых, необходимо доказать умысел на обман людей. А фирма в свою защиту заявляет и предъявляет документы, что все деньги были перечислены иностранным коллегам по бизнесу в стране, которая принимала наших туристов (чаще всего, либо документы липовые, либо принимающая сторона состоит в сговоре с аферистами). И все. Дело за-крыто за неимением состава преступления, а пострадавшим потребителям советуют идти в суд и воспользоваться законом о защите прав потребителей (что это принесет какой-то результат, никто не обещает).

Во-вторых, фирмы-однодневки зарегистрированы, как правило, на подставное лицо и по украденным или поддельным документам. А факт обмана вскрывается зачастую уже после того, как, собрав деньги, офис фирмы исчезает за одну ночь.

Таким образом, позаботиться о безопасности и качестве собственного отдыха лучше заранее, соблюдая все перечисленные выше меры предосторожности. По возвращении из неудавшегося отпуска найти виноватых в ваших злоключениях и уж тем более добиться их наказания и возврата вам денег будет очень непросто.

Елена Юманова, «Крымское Время»

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

История ветроэнергетики в Крыму

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»