Завод «Гидроприбор» — секретный объект в Орджоникидзе

Нам удалось проникнуть на ранее засекреченный завод по производству торпед, глубинных бомб, расчесок и спиц.

Завод Гидроприбор в Орджоникидзе

Засекреченный до 1992 года завод «Гидроприбор» перешел в частную собственность в конце 2007 года. Одно из условий продажи 17 га земли — поднять за пять лет прибыль завода.

Уже прошло более двух лет, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. В этом мы убедились, проникнув на завод, который до этих пор закрыт. Что сейчас происходит на территории «Гидроприбора», мы выясняли через дырку в заборе и колючую проволоку.

Завод «Гидроприбор» появился в 1911 году, и своим появлением превратил курортный поселок в запретную зону. В близлежащей Феодосии мало что знали о происходящем в Орджоникидзе. Все жители поселка давали подписку о неразглашении, а тем временем слухи все ширились.

Въезд в поселок Орджоникидзе, Крым
Въезд в поселок Орджоникидзе

Основная задача предприятия — производство и испытание торпед, также некоторые источники сообщают о том, что на заводе изготовляли глубинные бомбы. Второстепенное производство — спицы, расчески и другой ширпотреб. Весь поселок был огражден колючей проволокой, а сам завод до этих пор хранит следы «секретности»: «колючка» вокруг территории «Гидроприбора» была под напряжением, о чем красноречиво говорят электроизоляторы.

Завод Гидроприбор в Орджоникидзе

Всего на территории завода было пять цехов, каждый «занимался» своим делом. Первый и самый взрывоопасный цех (его сровняли с землей сразу после закрытия завода) — испытательная станция, второй — цех по сборке торпед, в третьем цехе собирали платы и заодно штамповали все те же спицы с расческами, четвертый цех отвечал за водоснабжение, электроподачу и остальные столь необходимые предприятию коммуникации, и пятый — цех гальваники, где весь ширпотреб обрабатывали. Отработанные растворы сливались в отстойники, а потом, как можно догадаться, — в море.

Завод Гидроприбор в Орджоникидзе, Крым

Завод был практически независим от внешнего мира, на нем даже была своя кислородная станция. Естественно, что не цехами едиными был богат «Гидроприбор»: лаборатория, главный конструкторский отдел, очистные сооружения и многое другое. Вся эта махина занимала 17 га земли между Двуякорной бухтой и Коктебельским заливом. При этом жизнь в Орджоникидзе полностью зависела от работы завода. Практически все жители работали на этом заводе, кроме того, там работали командированные из Питера, надо полагать, с Балтийского литейно-механического завода или другого подобного предприятия.

Сегодня объект все еще закрыт, но вот только не из-за уровня секретности, а потому, что он находится в частной собственности. В конце 2007 года завод был продан ЗАО «Альминский камень». Цена как для побережья очень даже щадящая — 17 миллионов гривен за 17 га. При этом «Альминскому камню» досталось 75% акций ОАО «Бухта Двуякорная», в которое был переименован завод. Одним из условий стало увеличение дохода за пять лет с трех миллионов гривен до одиннадцати. Счастливым обладателем территории завода стал Почетный генеральный консул Республики Турция в Днепропетровске Игорь Ханин. Естественно, что никто не разрешит «альминским» гостям штамповать торпеды, поэтому территория будет использоваться как рекреационный ресурс, но тогда возникает вопрос, почему нас не пропустили на завод, когда мы туда приехали? Охранник отказался комментировать ситуацию, просто «нет», и все. Пришлось идти искать дыру в заборе. И мы ее нашли.

Как говорят многие жители Феодосии, на месте завода планируют строить яхт-клуб. Лучшего места, наверное, не найти на всем побережье: огромная территория, свой мини-порт и большое количество недвижимости.

Территория завода сейчас находится в полном упадке. Во время нашего путешествия мы обнаружили, что на заводе, кроме охраны, которая нас даже разок поймала (но мы бегаем быстро), находится очень мало народу и работает один-единственный цех. Что именно производят в этом цеху, мы решили не узнавать, так как это явный шанс быть снова пойманными и доставленными с позором на КПП. Причем охранник, который нас отловил, пообещал, что фотографии с объекта нас заставят стереть. Какое на это он имеет право — неизвестно. Но нам удалось и фотки оставить и самим без потерь скрыться с территории завода, тем более, что после того, как мы попались, желание узнать, что именно скрывают стены бывшего режимного предприятия, только удвоилось. До этого нас снабдили уймой слухов о заводе. Но об этом ниже.

Во время «прогулки» мы обнаружили то, что осталось от первого цеха. По словам жителей Феодосии, он был как раз возле моря. Рядом здание, откровенно напоминающее дом культуры, но по тому, что там осталось внутри, можно сделать вывод, что был какой-то очередной цех.

Все дома заколочены, магазины закрыты, заброшенная техника. В общем, второй Чернобыль, но без радиационного заражения (наверное).

Самое интересное, что до этих пор посещение объекта согласовывается с СБУ. Мы обратились за комментариями к мэру Феодосии Александру Бартеньеву:

— Мы сейчас собираемся вернуть «Гидроприбор» в собственность города, так как покупатели не выполняют обязательств, данных городу. А по поводу того, что вас не пустили на территорию, — не удивительно. Там до этих пор есть объект, на который вход воспрещен. То есть секретность еще какая-то осталась. Как вы понимаете, сказать о том, что именно находится секретного на заводе, я не могу. Но скажу точно: это не выдуманные доки для подводных лодок.

Вот истории, которые нам рассказали. Еще до развала в одной из бухт проводились испытания торпед, то есть завод работал по профилю. Но был у торпед один нюанс — многие запчасти были серебряные. Сразу после того, как СССР «пожелал всего хорошего», в бухту был спущен специальный корабль, который доставал старые торпеды. Сколько было вытянуто «гильз» — неизвестно, но как только «осаду» с поселка сняли, корабли археологов начали «штудировать» дно возле завода. Была найдена уйма старых кораблей, начиная с древнегреческих и заканчивая практически современниками тех, которые, видимо, торпеды испытывали.

Еще одна легенда гласит, что в один из «прекрасных» солнечных дней работники завода умудрились потерять подводную лодку-малютку. Каким чудесным образом можно было такое сделать в охраняемой бухте — неизвестно. Далее ситуация разворачивалась вообще сказочно: для того чтобы найти «потерю», в море выпустили специально обученных дельфинов, которые ее таки нашли. Что случилось дальше с экипажем — никто не знает. Но учитывая «наркомовские» взыскания, догадаться можно.

Также по слухам, под этим небольшим полуостровом, на котором находится завод, существуют специальные доки, в которые можно было попасть только с моря, и то исключительно на подводной лодке.

Говорят, что туда свободно проходила подлодка средних размеров, но только с опущенным перископом.

Кто знает, сколько таких легенд еще хранит Крым, но будем надеяться, что скоро все бывшие секретные объекты полуострова всплывут на поверхность, и мы узнаем больше о том крае, где живем.

Сергей Светлов, «Крымский ТелеграфЪ»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

История ветроэнергетики в Крыму

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»